Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.
Очень много пишут и говорят о преемственности обучения между начальной школой и средней. Но, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Причин такой ситуации, на мой взгляд, несколько. Этот возраст совпадает с началом кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. У детей с переходом в основную школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю учителя, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т. д.. Поэтому основная задача учителя не столько дать знания, сколько помочь учащимся сформировать в себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором способов деятельности; создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие. Каждый ребенок, начиная с начальной школы должен быть успешен, мотивирован, услышан и поддержан учителем. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребенку уверенность в том, что он добьется успеха. Только видя перед собой педагога, способного не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, ученик погружается в творческий процесс познания. Учащимся 5 класса в период адаптации необходима поддержка учителя: сочувствие, понимание, конструктивность, умение уважать мнение другого
Несмотря на многие новшества современного образования, основной формой обучения в современной школе остается урок. И какая бы форма обучения не была выбрана приоритетной, особое внимание, я считаю, необходимо уделять таким компонентам урока, как: направленность на раскрытие личностного потенциала каждого учащегося; создание атмосферы свободного общения; сохранение и укрепление учебной мотивации.
В своей педагогической деятельности следую словам академика Д.С. Лихачева: «Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». От того, насколько талантлив учитель, насколько он профессионален, зависит успех каждого его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя.