Форум УО Ершовского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Актуальные вопросы преподавания » Современные учебно-методические комплекты


Современные учебно-методические комплекты

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Знание - столь драгоценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника.
Абу-аль-Фарадж

Современное содержание образования - одна из наиболее важных проблем образовательного процесса по учебному предмету.
Русский язык и литература - особая образовательная область, в процессе изучения которой выбор современного учебно-методического комплекта нередко имеет решающее значение не только для учителя, но и для учащихся.
Среди широкого разнообразия современных УМК учителю порой трудно выбрать тот, который в полной мере позволит обеспечить достижение необходимого образовательного уровня общего развития учащихся по  предметам.
Как и зачем делать осознанный выбор комплекта? Какие УМК, на Ваш взгляд,  актуальны по содержанию, обеспечивают возможности реализации  современных педагогических технологий, способствуют  активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся, создают у них устойчивую мотивацию к изучению русского языка и литературы?
Уважаемые коллеги, поделитесь с нами своими знаниями, опытом и результатами работы с использованием современных УМК.

0

2

Идеальных учебников, наверное, нет. У каждого есть свои минусы и плюсы. Вот уже третий год преподаю русский язык по УМК Р. Н. Бунеева. Хочу о нем немного рассказать. О авторах:
Бунеева Екатерина Валерьевна – кандидат педагогических наук, координатор авторского коллектива по гуманитарному циклу, автор учебников по гуманитарному циклу.
Бунеев Рустэм Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент, член-корр. АПСН, главный редактор журнала «Начальная школа плюс До и После», автор учебников гуманитарного цикла.
 
Учебники  данных авторов входят в  образовательной  систему «Школа 2100».
        Что такое Образовательная система «Школа 2100»?
   Образовательная система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности
«Школа 2100» - это личностно -ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование для массовой школы.
   Программа «Школа 2100»  предполагает, что конечным результатом обучения  должно явиться воспитание  функционально грамотной личности. Именно на это должны быть направлены все образовательные усилия.
    Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни  знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
  Для того, чтобы наглядно убедиться в том, что учебники данных авторов действительно  способствуют развивающему обучению, сравним календарно-тематическое планирование двух УМК(  В.В.Бабайцевой и Р.Н.Бунеева) и посмотрим, сколько часов отводится на такие проверочные работы, как контрольный диктант, изложения, сочинения в 5 классе.
Учебник             Диктанты                 Излож.       Сочин.   Свобод. дик.  Твор.спис
В.В.Бабайцевой 12                              5                        2                  -                -
Р.Н.Бунеева          8                               5                   14                   8                        2
Такое сравнение помогает понять, что учебник Р.Н.Бунеева носит более развивающий характер. Большее количество сочинений  - это не только сочинения-описания картин, но и такие работы, как сочинение-размышление с использованием возвратного местоимения себя (урок120), сочинение-повествование с использованием местоимений (урок134). Работы такого типа не только развивают речь, но и носят практический характер, прививают культуру разговорной  речи.
  Если в учебнике В.В.Бабайцевой на развитие речи в 5 классе отводится 32-34 часа, а остальное время идет на отработку орфограмм и пунктограмм, то в учебнике Р.Н.Бунеева практически каждый урок носит развивающий характер.
  Сравним первый урок - урок-введение. Учебник В.В.Бабайцевой предлагает нам  обратиться к эпиграфам и подумать,что их объединяет(упр1), быстро и четко произнести скороговорки(упр.3),отгадать загадки(упр.4),записать пословицы и подумать, как передается потомкам народная мудрость(упр.5),  прочитать выразительно и записать  высказывание И.С.Тургенева «Берегите наш язык…»(упр.10)
  Учебник Р.Н.Бунеева после прочтения отрывка из книги Л.В.Успенского «Слово о словах» предоставляет учащимся продолжить мысль автора и предлагает сформулировать тему первого урока русского языка (упр.1), знакомит с основами сопоставительного анализа на примере трех произведений(И.С.Тургенев «Русский язык», стих. И.А.Бунина «Слово», стих. А.А.Ахматовой «Мужество» ( Заметил ли ты, что все три произведения в чем-то созвучны друг другу? В чем именно? Попытайся объяснить. Прочитай определения, которые находят авторы к словам русский язык, русская речь, русское слово. Сравни их. Что ты заметил?(упр.4)
  Сравнение двух первых уроков показывает, что материал в учебнике Р.Н.Бунеева имеет  более сложный,  развивающий характер.
  Дальше задания к упражнениям  становятся глубже, сложнее, требуют больше осмысления, «говорения». Например, в упр. 603 такое задание: Прочитайте текст(стих. Б.Ш.Окуджавы «Когда метель кричит, как зверь»). Как через образ открытой и закрытой двери поэт передает свою мысль о том, какими должны быть люди? В чем заключается главная мысль стихотворения? Назови глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор.                                                                                                                                                                     Системная работа с таким материалом, я надеюсь, даст положительные результаты.  Через два года мои  семиклассники будут сдавать ГИА. Посмотрим.

Отредактировано НУРМАНОВА ТАЛШИН (2011-03-01 00:52:08)

0

3

Уважаемые коллеги, я согласна с вами , что идеальных учебников не существует. Учителю приходится подстраиваться под учебник. Из своих 16 лет работы учителем русского языка 13 лет я занималась по учебникам под редакцией В. В. Бабайцевой. А последние 3 года (5-7 классы) занимаюсь по учебникам Т. А. Ладыженской. Всё познаётся в сравнении. Я считаю, что УМК  Бабайцевой более научный. Структура учебника чётко разделена на 3 части,  среди которых даётся богатейший материал по культуре речи, теоретические сведения, чего меньше  в учебнике Ладыженской, который мне кажется намного легче для детей.  Но вот , чтобы подготовить детей к итоговой аттестации подходит больше учебник Ладыженской , так как КИМы составляются по ним. Своим детям я рекомендую помимо учебника Ладыженской ещё "Теорию 5-9" Бабайцевой.

0

4

Уважаемые коллеги, я согласна с вами , что идеальных учебников не существует. Учителю приходится подстраиваться под учебник. Из своих 16 лет работы учителем русского языка 13 лет я занималась по учебникам под редакцией В. В. Бабайцевой. А последние 3 года (5-7 классы) занимаюсь по учебникам Т. А. Ладыженской. Всё познаётся в сравнении. Я считаю, что УМК  Бабайцевой более научный. Структура учебника чётко разделена на 3 части,  среди которых даётся богатейший материал по культуре речи, теоретические сведения, чего меньше  в учебнике Ладыженской, который мне кажется намного легче для детей.  Но вот , чтобы подготовить детей к итоговой аттестации подходит больше учебник Ладыженской , так как КИМы составляются по ним. Своим детям я рекомендую помимо учебника Ладыженской ещё "Теорию 5-9" Бабайцевой.

0

5

Уважаемые коллеги , 25.02.2011г  я посетила  областной  методический семинар Ассоциации учителей русского языка и литературы Саратовского региона совместно с издательством "Мнемозина "и МОУ Лицея №15 Заводского района г Саратова "Специфика работы по учебно - методическому комплекту по русскому языку для основной школы С. И. Львовой , В. В. Львова"  Семинар  прошёл продуктивно: были показаны открытые уроки по русскому языку в 5,6,7,8 классах, Сторожева т. ю., медодист КФО, учитель МОУ " СОШ №8 г. Петровска" провела с  педагогами  мастер - класс  "Реализация основных образовательных идей нового стандарта по русскому языку в УМК под редакцией С. И. Львова, В. В. Львова, прослушали выступление В. В. Львова,к. п. н., доцента, ст. научного сотрудника института содержания и методов образования Российской  академии наук, автора учебника.  Анализируя выступления, уроки, пришли к выводу,что именно этот УМК( это большой плюс в сравнении с другими учебникам) способствует тому, что учитель перестает быть " источником знаний , а становится соавтором, организатором процесса исследования . поиска, переработки информации, создания творческих проектов. Именно этот учебник , начиная  5 - го класса, готовит к ГИА и ЕГЭ!

0

6

Я согласна с Г.Шутаревой. Я тоже работаю сейчас по учебникам Т.А.Ладыженской, а в качестве дополнения использую учебник Бабайцевой.
Что же касается УМК под редакцией С.И.Львовой, то он у меня вызывает негативную оценку. Да, в нем есть какие-то плюсы. В том, например, что на каждом уроке много внимания уделяется развитию речи. Но качественно подготовить к аттестации учеников, используя данный учебник, по-моему, трудно.  А еще он мне кажется неоправданно сложным для ребят.
Семинары по работе с УМК под редакцией С.И.Львовой проводятся не в первый раз, и на них, действительно, все выглядит идеальным. Общаясь с коллегами из других школ в неофициальной обстановке, я не раз слышала негативные отзывы об этом УМК и об их желании заниматься по другим УМК (К сожалению, только вслух об этом мало кто высказывается).

0

7

Курс русского языка должен быть направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности.
Чтобы учитель мог выполнить эту нелегкую задачу, необходим учебник, который будет хорошим помощником учителю в обучении русскому языку, а учащимся – в изучении предмета. Таким учебником, на наш взгляд, является учебник «Русский язык» под редакцией С.И.Львовой, доктора филологических наук, профессора, автора многих работ по русскому языку, одного из составителей заданий к ЕГЭ. Содержание программы под редакцией этого автора соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.
Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой заключается в том, что она обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, усвоения основ лингвистики, развития мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, речевого самосовершенствования. В результате работы по данной программе учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности в их взаимосвязи: умением слушать, читать, говорить и писать.
Апробация учебников "Русский язык. 5 класс» и «Русский язык. 6 класс» (Москва, Мнемозина, 2008 год), входящих в УМК под ред. С.И.  Львовой в нашей школе  осуществляется  с 2008-2009 учебного года. . Осуществляют апробацию  учителя русского языка и литературы Турилова Валентина Александровна и Ефимова Татьяна Викторовна.
По результатам апробации представлены аналитические материалы, подготовленные на основе анкетирования учащихся и родителей .Участниками апробации стали 53  школьника (учащиеся  6 б, 6 в, 6 г классов), занимающихся по данной программе с 2008 года.  Недельная нагрузка изучения предмета в 5-6 классах составляет шесть часов  в неделю.
Апробация учебника проводилась по программе, которая разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и в основном ей соответствует. Учебник полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по русскому языку  в 5-9 классах.
Отличительная особенность пособия  не только яркая обложка, цветные иллюстрации, но и главное – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на уроках развития речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи.
Работа по фонетике и орфоэпии способствует развитию языковых и речевых навыков учащихся с учетом возрастных особенностей. Так, пятиклассники учатся выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику, различать ударные и безударные звуки, не смешивать звуки и буквы, использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения звука и объяснения написания слова, находить в художественном тексте явление звукописи, правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребитель-ные слова и формы изученных частей речи, работать с орфоэпическим словарем. В шестом классе, кроме упомянутого, дети учатся  обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Поскольку в основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции – школьники приходят к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, но и другие единицы языка.
Формированию коммуникативных умений и навыков способствует раздел «Культура речи», который не представлен отдельной темой в традиционной программе. Это принципиальное отличие учебника под редакцией С.И. Львовой от других учебников. Раздел помогает учащимся осмыслить, почему именно эти языковые средства функционируют в речевом поле. Учащиеся знакомятся с орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса в течение всего учебного года.
Каждая страница учебника обеспечивает знакомство с окружающим миром, речевой деятельностью в самых разнообразных проявлениях. Цветные репродукции, фотоколлажи, фотографии - всё это тщательно продуманная методическая система, которая обеспечивает речевую направленность курса. При таком подходе уроки русского языка становятся уроками, на которых учащиеся учатся думать. У них формируется уважительное отношение к речи, они осознают её как мысль, способ выражения своих суждений.
В пособии реализуется идея дифференцированного подхода к обучению, это выражается в выделении дополнительного материала,  красным цветом выделены более трудные упражнения, поэтому на уроке можно найти задания как для слабых, так и для сильных учеников.
В учебник включен раздел «Текстоведение», способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела — это умение проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты.
Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения), в учебнике предлагаются и другие виды работы:  работа с разными видами словарей;  редактирование текста; текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
Авторы предлагают целый спектр разнообразных упражнений: «Проводим наблюдение», «Устное высказывание», «Сочинение-миниатюра», «Изложение-миниатюра», «Сочинение», «Изложение». Эти и другие виды упражнений дают учителю четкие ориентиры в работе: учащиеся формируют умения слушать текст, читать текст и создавать свои устные и письменные тексты – говорить и писать. Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.
Конечно, учебник С.И.Львовой – это  хороший помощник учителя на уроке русского языка, но не совершенный. В пособии есть как свои  достоинства, так и свои недостатки. 
Например, не очень ясна работа со словарными словами. Мы считаем, что слова,  представленные в разделах «Орфографический минимум» сложны для заучивания,  вызывают трудности не только у детей со слабым уровнем подготовки, но и у  более сильных учащихся. Считаем, что при распределении теоретического материала по классам должны учитываться возрастные особенности учащихся. Темы «Причастия» и «Деепричастия» с трудном усваиваются современными шестиклассниками (в традиционных программах причастия и деепричастия изучаются в 7 классе). Теоретический материал этих  тем дан «расплывчато» и не в полном объеме («Правописание  нн в причастиях»). На наш взгляд, в теме "Способы образования слов" лучше изучать все способы образования, а не делить эту тему между 5 и 6 классами. Опыт работы по данному учебнику показал, что отдельные темы, в частности, "Чередование гласных и согласных в морфемах", целесообразнее было бы изучать цельно, не дробя на отдельные, более узкие подтемы. Лучше  объединить весь материал по данному блоку в единое целое.  Ёще один недостаток этого учебника – он состоит из 2-х частей, и порой ссылка на материал, частично представленный в первой части, вызывает неудобства  при работе со второй частью (учебники находятся у учеников дома). Ученики не успевают хорошо закрепить изученный материл, и к новому уроку изучения этой темы остаточные знания низкие. Нам  кажется, что не хватает и пособия по теории. Дети не имеют возможности повторить изученное, когда переходят в следующий класс.  С этой точки зрения хорош УМК под ред.  В.В. Бабайцевой (вся теория собрана в одной книге). Хотелось бы, чтобы правила были более чёткими, а примеры – точными. Учебники написаны хорошим научным языком, но, по нашему мнению, правила всё-таки немного «размыты».
Обобщая сказанное, можно сделать некоторые выводы. Программа по русскому языку под редакцией С. И. Львовой основана  на главных принципах:
–принцип приоритета всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания;
–принцип проблемности, исследования и творческого подхода;
–принцип интеграции русского языка и литературы за счет формирования литературоведческой компетентности.
  Учебник  отвечает новым тенденциям в преподавании школьного курса русского языка и полностью соответствует нормам и требованиям, предъявляемым к современной учебной книге. Этот  учебник  отражает образовательные потребности современной школы.

0

8

Я считаю, что каждый учитель, выбирая тот или иной УМК, прежде должен познакомиться с классом и его потенциалом, ведь что приемлемо для одного класса- для другого недопустимо, а в нашей ситуации главное не навредить. Я шестой год работаю по УМК под редакцией Р.Н. Бунеева. Данный комплект заслуживает должного внимания и уважения: он формирует коммуникативные навыки учащихся, а это в современных условиях очень необходимо.Хотя нужно заметить, что детям с низкой мотивацией трудно осваивать материал, предложенный авторами.Учебник Бунеева заставляет детей мыслить, анализировать, сопоставлять и делать выводы, а это значит, что ЕГЭ не так уж страшно...

0

9

Согласна с мнением  Железняк Е. Е. в том,что не все параллельные классы могут осваивать один рекомендованный учебник. Третий год работаю в двух  классах одной параллели по УМК  под редакцией С.И. Львовой,в одном классе всё получается и всё удаётся ( 100% успеваемость и 52% качество знаний).в другом - всё Усваивается с большими трудностями  (100% успеваемость и 30% качество знаний).В таком классе работать бы по  традиционному учебнику Т. А. Ладыженской. 25 февраля 2011 г. посчастливилось побывать на областном семинаре-встрече с автором УМК  В.В.Львовым. Открытые уроки   смотрели в " сильных " классах лицея №15.Впечатления от семинара хорошие. Дорогу осилит идущий!

0

10

здравствуйте, коллеги! хочу присоединиться к обсуждению плюсов и минусов того или иного УМК. В школе работаю с 1991 года и мне посчастливилось поработать  по многим учебникам: Помню, как вводили учебник Бабайцевой , затем апробировали УМК под редакцией Бунеевой,  а вот теперь работаю по учебнику Львова. Согласна, что в каждом УМК можно отметить лучшее.Например, У Бабайцевой мне нравится 3 часть "Теория". Я до сих пор всем своим ученикам предлагаю его приобрести, так как это незаменимый помощник в любом классе. В учебнике под редакцией Бунеева мне нравилось, как распределялся изучаемый материал. Например, изучаем тему "Прилагательное", то сразу знакомимся и с местоимениями-прилагательными, изучали вид связи согласование, сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Хотя я думаю, что этот учебник всё-таки рассчитан на сильного ученика. В учебнике Львовой очень много заданий, связанных с написанием сочинения-рассуждения.

Яшина Ж.В.

Отредактировано жанна (2012-02-22 13:04:14)

0

11

Уважаемые коллеги! Я хочу поговорить об учебных пособиях для старших классов. Как порою трудно из перечня предлагаемых учебников выбрать тот, по которому результативнее работать с учащимися  10-11 классов. Уроки в старших классах значительно отличаются от уроков в среднем звене. В10-11классах, как вы знаете, перед учителем и учащимися стоит задача –повторить, углубить, систематизировать ранее полученные знания, а также подготовиться к ЕГЭ.
   Несколько лет я работала по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык  :Грамматика. Текст. Стили речи». Скажу откровенно: работать по этому пособию было трудно. Теоретический материал в нем представлен скупо  . Поэтому часто приходилось прибегать к другим учебникам(В.В.Бабайцевой, В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова). Не было упражнений по некоторым темам.
   Второй год я работаю по учебнику Н.Г.Гольцовой,  И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 класс». Безусловно, работать по этому пособию интереснее. На каждую тему дается хороший теоретический материал и упражнения для закрепления, способствующие совершенствованию навыков правильного письма учащихся. 
   В учебнике представлены все разделы русского языка, начиная с «Фонетики» и заканчивая «Анализом текста». Включен раздел «Из истории русского языкознания», в котором даны подробные биографические сведения о выдающихся  русских лингвистах. Интересны темы о знаках препинания: «Индивидуально- авторская пунктуация», «Факультативные знаки препинания» и др .Много текстов разных жанров для лингвистического анализа.
    Такое пособие, я считаю, способствует качественному повторению и обобщению тем по русскому языку, хорошей подготовке к ЕГЭ. 
    Поэтому тем, кто еще не определился с выбором учебного пособия в старших классах, рекомендую ознакомиться с учебником Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 класс».Не пожалеете.

0


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Актуальные вопросы преподавания » Современные учебно-методические комплекты