Форум УО Ершовского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Конференция для учителей химии, биологии, экологии » Конференция учителей химии, биологии, экологии.


Конференция учителей химии, биологии, экологии.

Сообщений 1 страница 30 из 35

1

Добрый день!
Согласно плану ИМЦ управления образования администрации ЕМР с 16.01 по 21.01.2017 года состоится конференция учителей химии, биологии, экологии.
Тема "Формы и методы организации учебной деятельности учащихся на разных этапах урока"
Участвуем в обсуждении данной темы  :writing:

0

2

Здравствуйте! У меня есть желание принять участие в данной конференции. Учитель химии и биологии с. Антоновка.

0

3

Мы очень рады!  :yep: Ждем от Вас сообщение  :writing:

0

4

Уважаемые участники конференции, после вашего сообщения (доклада), пишите с какой Вы школы и ФИО (полностью).
:flag:

0

5

Добрый день!
   " Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
                                                                                           мерило его интеллектуального богатства, показатель его
                                                                                           кругозора, эрудиции".
                                                                                                                    В.А. Сухомлинский.

Учебный процесс может быть организован разнообразно. Существует целый комплекс форм и методов его организации: урок, лекция, практическое занятие, домашняя самостоятельная работа, конкурс, предметный кружок и др. В современной школе урок остается основной формой организации обучения, позволяющей эффективно осуществлять учебно-познавательную деятельность учащихся. :writing:

0

6

Добрый вечер!
Выбирая методику построения урока, очень важно построить его так, чтобы дети почувствовали свою активную роль в учебном процессе. Бесспорно, знания должны приобретаться активно. Задачей преподавателя при выполнении этой данной основы обучения становится мобилизация всех психологических компонентов познания: внимания, мышления, памяти, чувств, восприятия, воображения… Особое внимание привлекают те формы занятий, методы и приемы их осуществления, которые создают максимальную возможность работы у детей всех перечисленных процессов.
Методика "Минутные вопросы"

Данная методика может быть использована в начале урока , так как она способствует концентрации внимания обучающегося на теме урока. Учащийся, пришедший на урок, должен быстро переключиться на другой вид деятельности.  Оценка, которая обучающемуся выставляется, не содержит негативного оттенка, что способствует его ориентации на успех.
   Конечно, подготовить вопросы к каждому уроку для разных классов  это огромная нагрузка для учителя. Но со временем   учащиеся сами начинают составлять вопросы, а это стимулирует развитие творческого мышления и тренировку внимания.

В начале урока сразу после приветствия учащиеся подписывают листочки (или в специальных тетрадях ставят на полях число), преподаватель четко и ясно зачитывает вопрос один раз и засекает одну минуту, при этом произносит слово: “Время!!!”. Учащиеся самостоятельно, индивидуально и в полной тишине размышляют над вопросом. По истечении 50 секунд, преподаватель произносит: “10 секунд!”. Это является напоминанием, что сформулированный ответ пора написать. По истечении 1 минуты учитель говорит: “Время!!!”. Сдают работы учителю.
Например: Их влияние на нашу жизнь огромно, их название в переводе с латинского обозначает “яд”, они – не клетки, но живые, однако некоторые ученые полагают, что они относятся к неживой природе. Никто точно не знает механизмы их происхождения. Назовите их. Ответ: вирусы.

Прием "Ты мне, я тебе"

Учащиеся задают друг другу вопросы по домашнему заданию.  Вопросы каждый обучающийся должен приготовить дома и знать ответ на задаваемый вопрос. Этот прием можно использовать  если имеются опоздавшие на урок, тем самым можно наладить дисциплину.

Прием "Шифровка"

Зашифровать можно различные слова и даже предложения. Иногда использую для перехода к изучению новой темы.
Например:
1.
Как называют организмы, которые используют другие живые организмы в качестве источника питания и места обитания?

4 2 1 2 5 6 3 7 (1-Р, 2-А, 3-Т, 4-П, 5-З, 6-И, 7-Ы) Ответ: паразит
2.Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые

21,42, 66, 33, 26, 64, 25                      36, 55, 22, 41, 62, 24

  1 2 3 4 5 6
20 т е з й а и
30 д в н б я с
40 н к а х ь ш
50 ю л п щ т у
60 г и ф р ъ а

МОУ "СОШ № 5 г. Ершова Саратовской области" , учитель биологии Писаревская Галина Афанасьевна

Отредактировано Галина Афанасьевна (2017-01-16 18:37:31)

0

7

Есть разные формы и методы, применяемые на разных этапах урока. Каждый учитель выбирает для себя то, что ему более по душе. Вот я,например, на этапе актуализации знаний,  часто использую химические и биологические диктанты, особенно при изучении тем, насыщенных новыми терминами и понятиями. Этот прием не затрачивает много времени и позволяет быстро проанализировать насколько ученик владеет новыми понятиями.Ведь как известно, чтобы понять сущность процессов и явлений, необходимо владеть терминологией. На этапе закрепления применяю тестирование в различных формах(выбор нескольких ответов, установка соответствия, вставить в текст пропущенные слова из приведенного перечня). Этот метод позволяет закрепить полученные знания, а так же способствует подготовке к государственной аттестации. Задания стараюсь подбирать подобно тем, что размещено в КИМах, чтобы дети заранее знакомились со структурой экзаменационной работы. На разных этапах применяю также игровые формы работы, особенно в 5-6 классах Эта форма, на мой взгляд, позволяет снять напряжении, а так же за игрой дети не замечают как получают важную информацию и тем самым обучаются. Но, конечно, полностью уроки превращать в игры нельзя,не стоит забывать, что "все хорошо в меру".
Лаврова Ольга Александровна, МОУ "СОШ с.Перекопное"

Отредактировано Ольга Лаврова (2017-01-18 19:17:14)

0

8

Приветствую всех коллег, желаю всем здоровья и удачи в новом году! Считаю своей задачей- выстроить логику урока так, чтобы большинство ребят осознали, что это необходимо знать, что значим каждый урок. Ребята должны понимать логику предмета, к чему мы стремимся, что есть причина, а где следствия.Сценарий урока легко меняю в зависимости от складывающихся событий на уроке.Но поняла, что не успеваю за урок отработать всю тему урока химии.Тем более, когда применяю технологии ФГОС.
Применяю технологию -ЗХУ- знаю, хочу знать, узнал. Перед новой темой- актуализация знаний- что мы знаем об этом веществе или процессе(записываем все предложения детей и не стираем до конца урока) Ставим новые задачи, узнаем. Подводим итоги- что мы узнали. Сравниваем- что знали до урока, что мы знаем сейчас.
Также применяю технологию- "Бортовой журнал". У каждой группы- свой бортовой журнал- путь изучения темы, который ребята должны сдать в конце урока. Нравится технология- выделить линии сравнения при изучении аллотропных    видоизменений. Есть приемы и методы, но необходимо отработать несколько, оптимальных в наших условиях, чтобы ребята были готовы и не пребывали в постоянном стрессе- что мы еще придумаем? Учитель химии МОУ СОШ № 5 г.Ершова - Ротару Людмила  Андреевна.

Отредактировано Ротару Л.А. (2017-01-16 20:53:28)

0

9

Добрый день, коллеги!
Я считаю, что современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации.
Важно не только передать обучающимся определенную сумму знаний, но и развивать у них самих желание искать, находить и использовать необходимую информацию. Творческая деятельность учащихся связана с особым напряжением их сил и способностей. Необходимыми предпосылками творческой деятельности являются познавательный интерес, использование знаний, конструктивное воображение и инициатива.

0

10

Здравствуйте, уважаемые участники конференции!

Каждый учитель в своей педагогической деятельности в первую очередь ставит цель: выпустить в жизнь личность активную и творческую, способную принимать самостоятельные решения. Эта проблема актуальна и для учителей, и родителей, а также представителей общественности. Ведь именно от того, какими станут наши сегодняшние ученики,  и будет зависеть, как мы будем жить в будущем.

Одним из путей для решения данной проблемы является организация учебной деятельности, направленная через самостоятельную работу обучающихся. Биология –  это естественная наука, ее преподавание имеет ряд особенностей. Здесь многое зависит и от личности учителя, и его увлеченности предметом, а также умения работать с классом. В процессе обучения необходимо  сформировать у учащихся понимание непрерывности и закономерности биологических процессов. Преподавание биологии ставит перед собой очень важные задачи – формирование мировоззрения учащихся, а также их нравственное, эстетическое и экологическое воспитание.

Для решения этих задач требуется выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.
Самостоятельная работа не только дает возможность совершенствовать, но и приобретать новые знания, ведь выполняя интересную работу, учится думать, вспоминает пройденное и запоминает новое. Особенностью самостоятельной работы является то, что она может быть применима на всех этапах урока, индивидуально и в группах, и доступна она всем категориям учащимся.

Один из видов самостоятельной работы - работа с текстом школьного учебника. Умение работать с учебником приобретается постепенно, на протяжении всех лет обучения в школе.

Кроме работы с текстом учебника, считаю эффективной самостоятельной работой работу со схемами, рисунками и таблицами.
Можно применять таблицу как один из видов самостоятельной работы. При изучении темы “Деление клетки” можно предложить ученикам сравнить два процесса: митоз и мейоз, отметить их общие и особенные черты, а после внести их в таблицу. Табличная форма усвоения знаний будет способствовать развитию логического мышления, умению отличить главный материал от второстепенного, развитию умения сравнивать и сопоставлять факты, самостоятельно работать с текстом, а также запоминать понятия.

Еще один вид самостоятельной работы, проводимый мной – это тестирование. Его можно использовать на всех этапах обучения, начиная от первичного закрепления и систематизации и заканчивая итоговым контролем оценки знаний.

Дети 6-8 классов интересен такой вид самостоятельной работы, как составление и разгадывание кроссвордов, ребусов. Кроссворды являются великолепной тренировкой, проверкой и закреплением знаний. Работу с кроссвордами использую в основном при обобщающем повторении тем, разделов. Составление кроссворда можно дать как домашнее задание, по желанию учащихся, что будет являться стимулированием совместной творческой деятельности и учащихся и их родителей, а также стимулом для изучения дополнительной литературы.

К одному из видов самостоятельной работе я отношу и рисунок. Рисунок можно делать на лабораторных работах и в конце урока, на этапе закрепления знаний. С помощью рисунка учащиеся лучше запоминают пройденный материал.

Самостоятельная работа учащихся всегда способствует формированию умения учиться без посторонней помощи. А приобретенное умение самостоятельно учиться, как следствие, несёт в себе и возможность в любой момент увеличить свой запас знаний.

МОУ СОШ «с. Антоновка Ершовского района", учитель химии и биологии Мазуренко Владимир Николаевич.

0

11

Здравствуйте, участники конференции!
Хочу описать вам Методику "Минутные вопросы"

Данная методика может быть использована в начале урока по любому предмету, так как она способствует концентрации внимания обучающегося на теме урока. Учащийся, пришедший на урок, должен быстро переключиться на другой вид деятельности. Данная методика помогает ему быстро это сделать. Оценка, которая обучающемуся выставляется, не содержит негативного оттенка, что способствует его ориентации на успех.

Подготовить вопросы к каждому уроку для разных классов – большая нагрузка для преподавателя, но такая работа с лихвой окупается. Кроме того, к концу учебного года учащиеся сами начинают составлять вопросы, а это стимулирует развитие творческого мышления и тренировку внимания.

В начале урока сразу после приветствия учащиеся подписывают листочки (или в специальных тетрадях ставят на полях число), преподаватель четко и ясно зачитывает вопрос один раз и засекает одну минуту, при этом произносит слово: “Время!!!”. Учащиеся самостоятельно, индивидуально и в полной тишине размышляют над вопросом. (Сначала многие будут возмущаться и просить повторить вопрос. Будьте непреклонны! Не повторяйте вопрос!) По истечении 50 секунд, преподаватель произносит: “10 секунд!”. Это является напоминанием, что сформулированный ответ пора написать. По истечении 1 минуты учитель говорит: “Время!!!”. Ассистенты, проходя по классу один раз, собирают ответы и кладут на стол преподавателя.

Преподаватель объявляет правильный ответ и комментирует его. Еще лучше перед ответом зачитать варианты ответов учащихся, при этом фамилии авторов ответов не называют. Обучающимся, чьи ответы оказались правильными, выставляется от 1 до 4-х баллов в отдельный журнал. Процесс проверки происходит быстро, т.к. учитель просит поднять руку тех, кто правильно ответил. (Обученные ассистенты сами выставляют баллы.) Чем меньше учащихся, которые ответили на вопрос, тем выше оценивается ответ. Если на поставленный вопрос ответил только 1 ученик, он сразу получает "5" в журнал. Таким образом, в течение несколько уроков (а, возможно, и сразу) в этом журнале обучающийся может “накопить” 5 баллов, которые превращаются в отметку “5” и выставляются в обычный журнал. В итоге у учащихся формируется положительный эмоциональный фон по отношению к минутным вопросам.

Светлана Александровна Нижникова
филиал МОУ "СОШ п.Учебный" в п.Полуденный

0

12

Согласна с Мазуренко Владимиром Николаевичем, что формирование навыков самостоятельной работы учащихся - одно из успешных условий решения задач учебной деятельности, так как её можно использовать на всех этапах урока. Считаю, что учебно-познавательные мотивы формируются быстрее, если использовать для этого специальную систему учебной деятельности. Она включает в себя:
 -деятельность под руководством преподавателя. На всех ее этапах обучающий работает с помощью преподавателя. Помощь состоит в многочисленных вопросах, заданиях, упражнениях на анализ и перестройку учебной деятельности ;
 -самостоятельная деятельность проходит без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. Для нее выделяется или урочное, или дополнительное время;
 -самообразовательная деятельность – ведется обучаемым без руководства преподавателя в соответствии с собственными задачами, мотивами и целями. Происходит на разных уровнях; сопутствует учебной деятельности; имеет место эпизодически в соответствии с задачами и целями обучаемого; представляет собой систематическую работу по самообразованию и самовоспитанию.

0

13

Здравствуйте коллеги!

Существуют разнообразные формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кру­жок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, курсовое проектиро­вание, дипломное проектирование и др.

В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятель­ности учащихся.

Урок — это такая форма организации учебного процесса, при которой пе­дагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенно­стей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изу­чаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспи­тания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты {объяснение нового материала; закрепление; повторение; проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять по­строение урока, взаимосвязь между этапами урока, т. е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура уро­ка зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, воз­растных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

Дилорам Шералиевна Хушкелдиева
филиал МОУ " СОШ п. Учебный" в п.Полуденный

Отредактировано Дилорам Ш (2017-01-21 07:34:15)

0

14

Присоединяюсь к коллеге из МОУ "СОШ с.Антоновка", который рассматривает самостоятельную работу как одну из форм работы на уроке. Действительно, ее можно использовать на разных этапах урока. Я применяю данный вид работы не только на этапе закрепления и контроля, но и на этапе открытия нового знания. Например даю задание заполнить пропуски в таблице используя учебник. Практика показывает, что не все дети могут работать с учебником, выбирать из большого объема самое важное. А так как на экзаменах практически по всем предметам есть задания по работе с текстом, такая форма работы просто необходима.

Лаврова Ольга Александровна, МОУ "СОШ с.Перекопное"

0

15

Галина Афанасьевна написал(а):

Добрый вечер!
Выбирая методику построения урока, очень важно построить его так, чтобы дети почувствовали свою активную роль в учебном процессе. Бесспорно, знания должны приобретаться активно. Задачей преподавателя при выполнении этой данной основы обучения становится мобилизация всех психологических компонентов познания: внимания, мышления, памяти, чувств, восприятия, воображения… Особое внимание привлекают те формы занятий, методы и приемы их осуществления, которые создают максимальную возможность работы у детей всех перечисленных процессов.
Методика "Минутные вопросы"

Данная методика может быть использована в начале урока , так как она способствует концентрации внимания обучающегося на теме урока. Учащийся, пришедший на урок, должен быстро переключиться на другой вид деятельности.  Оценка, которая обучающемуся выставляется, не содержит негативного оттенка, что способствует его ориентации на успех.
   Конечно, подготовить вопросы к каждому уроку для разных классов  это огромная нагрузка для учителя. Но со временем   учащиеся сами начинают составлять вопросы, а это стимулирует развитие творческого мышления и тренировку внимания.

В начале урока сразу после приветствия учащиеся подписывают листочки (или в специальных тетрадях ставят на полях число), преподаватель четко и ясно зачитывает вопрос один раз и засекает одну минуту, при этом произносит слово: “Время!!!”. Учащиеся самостоятельно, индивидуально и в полной тишине размышляют над вопросом. По истечении 50 секунд, преподаватель произносит: “10 секунд!”. Это является напоминанием, что сформулированный ответ пора написать. По истечении 1 минуты учитель говорит: “Время!!!”. Сдают работы учителю.
Например: Их влияние на нашу жизнь огромно, их название в переводе с латинского обозначает “яд”, они – не клетки, но живые, однако некоторые ученые полагают, что они относятся к неживой природе. Никто точно не знает механизмы их происхождения. Назовите их. Ответ: вирусы.

Прием "Ты мне, я тебе"

Учащиеся задают друг другу вопросы по домашнему заданию.  Вопросы каждый обучающийся должен приготовить дома и знать ответ на задаваемый вопрос. Этот прием можно использовать  если имеются опоздавшие на урок, тем самым можно наладить дисциплину.

Прием "Шифровка"

Зашифровать можно различные слова и даже предложения. Иногда использую для перехода к изучению новой темы.
Например:
1.
Как называют организмы, которые используют другие живые организмы в качестве источника питания и места обитания?

4 2 1 2 5 6 3 7 (1-Р, 2-А, 3-Т, 4-П, 5-З, 6-И, 7-Ы) Ответ: паразит
2.Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые

21,42, 66, 33, 26, 64, 25                      36, 55, 22, 41, 62, 24

  1 2 3 4 5 6
20 т е з й а и
30 д в н б я с
40 н к а х ь ш
50 ю л п щ т у
60 г и ф р ъ а

МОУ "СОШ № 5 г. Ершова Саратовской области" , учитель биологии Писаревская Галина Афанасьевна

Отредактировано Галина Афанасьевна (2017-01-16 18:37:31)

Галина Афанасьевна, спасибо за методику и приемы. Читала с большим интересом на одном дыхании, привлекли цифры. Сразу захотелось вернуться в школу и применить на практике.
Ждала от коллег ответ на ваше задание  :disappointed: , не дождалась.
Ответ: Ткани растений  :yep:

0

16

Ольга Лаврова написал(а):

Есть разные формы и методы, применяемые на разных этапах урока. Каждый учитель выбирает для себя то, что ему более по душе. Вот я,например, на этапе актуализации знаний,  часто использую химические и биологические диктанты, особенно при изучении тем, насыщенных новыми терминами и понятиями. Этот прием не затрачивает много времени и позволяет быстро проанализировать насколько ученик владеет новыми понятиями.Ведь как известно, чтобы понять сущность процессов и явлений, необходимо владеть терминологией. На этапе закрепления применяю тестирование в различных формах(выбор нескольких ответов, установка соответствия, вставить в текст пропущенные слова из приведенного перечня). Этот метод позволяет закрепить полученные знания, а так же способствует подготовке к государственной аттестации. Задания стараюсь подбирать подобно тем, что размещено в КИМах, чтобы дети заранее знакомились со структурой экзаменационной работы. На разных этапах применяю также игровые формы работы, особенно в 5-6 классах Эта форма, на мой взгляд, позволяет снять напряжении, а так же за игрой дети не замечают как получают важную информацию и тем самым обучаются. Но, конечно, полностью уроки превращать в игры нельзя,не стоит забывать, что "все хорошо в меру".
Лаврова Ольга Александровна, МОУ "СОШ с.Перекопное"

Отредактировано Ольга Лаврова (Вчера 19:17:14)

Ольга Александровна очень интересно! Быстрей какой-нибудь пример химического диктанта, очень хочется  :idea:

0

17

Ротару Л.А. написал(а):

Приветствую всех коллег, желаю всем здоровья и удачи в новом году! Считаю своей задачей- выстроить логику урока так, чтобы большинство ребят осознали, что это необходимо знать, что значим каждый урок. Ребята должны понимать логику предмета, к чему мы стремимся, что есть причина, а где следствия.Сценарий урока легко меняю в зависимости от складывающихся событий на уроке.Но поняла, что не успеваю за урок отработать всю тему урока химии.Тем более, когда применяю технологии ФГОС.
Применяю технологию -ЗХУ- знаю, хочу знать, узнал. Перед новой темой- актуализация знаний- что мы знаем об этом веществе или процессе(записываем все предложения детей и не стираем до конца урока) Ставим новые задачи, узнаем. Подводим итоги- что мы узнали. Сравниваем- что знали до урока, что мы знаем сейчас.
Также применяю технологию- "Бортовой журнал". У каждой группы- свой бортовой журнал- путь изучения темы, который ребята должны сдать в конце урока. Нравится технология- выделить линии сравнения при изучении аллотропных    видоизменений. Есть приемы и методы, но необходимо отработать несколько, оптимальных в наших условиях, чтобы ребята были готовы и не пребывали в постоянном стрессе- что мы еще придумаем? Учитель химии МОУ СОШ № 5 г.Ершова - Ротару Людмила  Андреевна.

Отредактировано Ротару Л.А. (2017-01-16 20:53:28)

Согласна с Вами Людмила Андреевна, что, естественно, лучше использовать отработанные приемы и методы. Не стоит много экспериментировать над обучающимися  :surprise:

0

18

Владимир написал(а):

Здравствуйте, уважаемые участники конференции!

Каждый учитель в своей педагогической деятельности в первую очередь ставит цель: выпустить в жизнь личность активную и творческую, способную принимать самостоятельные решения. Эта проблема актуальна и для учителей, и родителей, а также представителей общественности. Ведь именно от того, какими станут наши сегодняшние ученики,  и будет зависеть, как мы будем жить в будущем.

Одним из путей для решения данной проблемы является организация учебной деятельности, направленная через самостоятельную работу обучающихся. Биология –  это естественная наука, ее преподавание имеет ряд особенностей. Здесь многое зависит и от личности учителя, и его увлеченности предметом, а также умения работать с классом. В процессе обучения необходимо  сформировать у учащихся понимание непрерывности и закономерности биологических процессов. Преподавание биологии ставит перед собой очень важные задачи – формирование мировоззрения учащихся, а также их нравственное, эстетическое и экологическое воспитание.

Для решения этих задач требуется выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.
Самостоятельная работа не только дает возможность совершенствовать, но и приобретать новые знания, ведь выполняя интересную работу, учится думать, вспоминает пройденное и запоминает новое. Особенностью самостоятельной работы является то, что она может быть применима на всех этапах урока, индивидуально и в группах, и доступна она всем категориям учащимся.

Один из видов самостоятельной работы - работа с текстом школьного учебника. Умение работать с учебником приобретается постепенно, на протяжении всех лет обучения в школе.

Кроме работы с текстом учебника, считаю эффективной самостоятельной работой работу со схемами, рисунками и таблицами.
Можно применять таблицу как один из видов самостоятельной работы. При изучении темы “Деление клетки” можно предложить ученикам сравнить два процесса: митоз и мейоз, отметить их общие и особенные черты, а после внести их в таблицу. Табличная форма усвоения знаний будет способствовать развитию логического мышления, умению отличить главный материал от второстепенного, развитию умения сравнивать и сопоставлять факты, самостоятельно работать с текстом, а также запоминать понятия.

Еще один вид самостоятельной работы, проводимый мной – это тестирование. Его можно использовать на всех этапах обучения, начиная от первичного закрепления и систематизации и заканчивая итоговым контролем оценки знаний.

Дети 6-8 классов интересен такой вид самостоятельной работы, как составление и разгадывание кроссвордов, ребусов. Кроссворды являются великолепной тренировкой, проверкой и закреплением знаний. Работу с кроссвордами использую в основном при обобщающем повторении тем, разделов. Составление кроссворда можно дать как домашнее задание, по желанию учащихся, что будет являться стимулированием совместной творческой деятельности и учащихся и их родителей, а также стимулом для изучения дополнительной литературы.

К одному из видов самостоятельной работе я отношу и рисунок. Рисунок можно делать на лабораторных работах и в конце урока, на этапе закрепления знаний. С помощью рисунка учащиеся лучше запоминают пройденный материал.

Самостоятельная работа учащихся всегда способствует формированию умения учиться без посторонней помощи. А приобретенное умение самостоятельно учиться, как следствие, несёт в себе и возможность в любой момент увеличить свой запас знаний.

МОУ СОШ «с. Антоновка Ершовского района", учитель химии и биологии Мазуренко Владимир Николаевич.

Владимир Николаевич спасибо за такой "большой" опыт работы, нет ли у Вас сайта куда вы собираете свои разработки.
Вы затронули мою больную тему "Деление клетки". Помню, как вчера, при поступлении после 10 класса в "ЛИЕН" у нас на пробных 2-х недельных занятиях, была эта тема. А так как в программу 10 класса эта тема у нас не вошла, то нам всем было не легко. Сейчас я понимаю, что не хватало Вас с использованием табличной формой для усвоения изученного материала  :flag:

0

19

Светлана Нижникова написал(а):

Здравствуйте, участники конференции!
Хочу описать вам Методику "Минутные вопросы"

Данная методика может быть использована в начале урока по любому предмету, так как она способствует концентрации внимания обучающегося на теме урока. Учащийся, пришедший на урок, должен быстро переключиться на другой вид деятельности. Данная методика помогает ему быстро это сделать. Оценка, которая обучающемуся выставляется, не содержит негативного оттенка, что способствует его ориентации на успех.

Подготовить вопросы к каждому уроку для разных классов – большая нагрузка для преподавателя, но такая работа с лихвой окупается. Кроме того, к концу учебного года учащиеся сами начинают составлять вопросы, а это стимулирует развитие творческого мышления и тренировку внимания.

В начале урока сразу после приветствия учащиеся подписывают листочки (или в специальных тетрадях ставят на полях число), преподаватель четко и ясно зачитывает вопрос один раз и засекает одну минуту, при этом произносит слово: “Время!!!”. Учащиеся самостоятельно, индивидуально и в полной тишине размышляют над вопросом. (Сначала многие будут возмущаться и просить повторить вопрос. Будьте непреклонны! Не повторяйте вопрос!) По истечении 50 секунд, преподаватель произносит: “10 секунд!”. Это является напоминанием, что сформулированный ответ пора написать. По истечении 1 минуты учитель говорит: “Время!!!”. Ассистенты, проходя по классу один раз, собирают ответы и кладут на стол преподавателя.

Преподаватель объявляет правильный ответ и комментирует его. Еще лучше перед ответом зачитать варианты ответов учащихся, при этом фамилии авторов ответов не называют. Обучающимся, чьи ответы оказались правильными, выставляется от 1 до 4-х баллов в отдельный журнал. Процесс проверки происходит быстро, т.к. учитель просит поднять руку тех, кто правильно ответил. (Обученные ассистенты сами выставляют баллы.) Чем меньше учащихся, которые ответили на вопрос, тем выше оценивается ответ. Если на поставленный вопрос ответил только 1 ученик, он сразу получает "5" в журнал. Таким образом, в течение несколько уроков (а, возможно, и сразу) в этом журнале обучающийся может “накопить” 5 баллов, которые превращаются в отметку “5” и выставляются в обычный журнал. В итоге у учащихся формируется положительный эмоциональный фон по отношению к минутным вопросам.

Светлана Александровна Нижникова
филиал МОУ "СОШ п.Учебный" в п.Полуденный

Светлана Александровна, читайте выступление коллег выше. Данная методика была описана Писаревской Г.А., учителем МОУ "СОШ №5 г.Ершова". Можете ли Вы поделиться еще чем-то?  :question:

0

20

Светлана Михайловна Орина написал(а):

Согласна с Мазуренко Владимиром Николаевичем, что формирование навыков самостоятельной работы учащихся - одно из успешных условий решения задач учебной деятельности, так как её можно использовать на всех этапах урока. Считаю, что учебно-познавательные мотивы формируются быстрее, если использовать для этого специальную систему учебной деятельности. Она включает в себя:
 -деятельность под руководством преподавателя. На всех ее этапах обучающий работает с помощью преподавателя. Помощь состоит в многочисленных вопросах, заданиях, упражнениях на анализ и перестройку учебной деятельности ;
 -самостоятельная деятельность проходит без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. Для нее выделяется или урочное, или дополнительное время;
 -самообразовательная деятельность – ведется обучаемым без руководства преподавателя в соответствии с собственными задачами, мотивами и целями. Происходит на разных уровнях; сопутствует учебной деятельности; имеет место эпизодически в соответствии с задачами и целями обучаемого; представляет собой систематическую работу по самообразованию и самовоспитанию.

Светлана Михайловна, спасибо за комментарий. Хотелось бы еще что-нибудь из практики  :mybb:

0

21

Дилорам Ш написал(а):

Здравствуйте коллеги!

Существуют разнообразные формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кру­жок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, курсовое проектиро­вание, дипломное проектирование и др.

В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятель­ности учащихся.

Урок — это такая форма организации учебного процесса, при которой пе­дагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенно­стей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изу­чаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспи­тания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты {объяснение нового материала; закрепление; повторение; проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять по­строение урока, взаимосвязь между этапами урока, т. е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура уро­ка зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, воз­растных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

Дилорам Шералиевна Хушкелдиева
филиал МОУ " СОШ п. Учебный" в п.Полуденный

Дилорам Шералиевна спасибо за теорию. А какие формы учебной деятельности используете Вы на своих уроках?  :writing:

0

22

Ольга Лаврова написал(а):

Практика показывает, что не все дети могут работать с учебником, выбирать из большого объема самое важное.

Полностью с Вами согласна  :yep:

0

23

Уважаемые коллеги, привожу пример биологического диктанта по теме: "Половое размножение" 9 класс.
Желающие могут принять участие. Запишите ответы на вопросы.
1. Как называются половые клетки?
2. Процесс слияния половых клеток называется....
3. Мужские гаметы - это...
4. Половые железы, где формируются яйцеклетки?
5. При слиянии половых клеток образуется ...
6. Неподвижная гамета - это ...
7. Там формируются мужские гаметы.
8. Как называется процесс образования половых клеток?
9. Как называется набор хромосом в половых клетках?
10 Сколько хромосом содержится в яйцеклетке человека?
После диктанта ответы  можно вывести на слайд и провести быструю проверку и оценить знания учащихся. Такие диктанты можно составлять по разным темам, особенно где много новых понятий и терминов.

Привожу пример химического диктанта. Тема "ПС и строение атома" 8 класс.
1. Запишите название и символ химического элемента порядковый номер которого 7 ( каждому уч-ся можно дать свой порядковый номер, так можно исключить списывание, или по вариантам)
2. Запишите относительную атомную массу данного ХЭ
3. Укажите группу и характер подгруппы данного ХЭ
4. В каком периоде стоит этот ХЭ?
5. Сколько электронов в атоме данного ХЭ?
6. Рассчитайте число нейтронов в ядре атома данного ХЭ
7. Укажите заряд ядра.
8. Укажите тип элемента: металл или неметалл
9. Пользуясь ПС запишите формулу его высшего оксида.
10. Рассчитайте относительную молекулярную массу оксида.

0

24

Здравствуйте, уважаемые участники конференции!
           Я согласна с Ольгой Лавровой, что есть разные формы и методы, применяемые на разных этапах урока. И то, что наиболее интересна детям игровая форма работы. Я использовала в своей работе такие игры, как химическое лото, химическое домино, химические карты при закреплении тем "Химические элементы", "Уравнения химических реакций". Как сказала Ольга Лаврова, конечно, полностью уроки превращать в игры нельзя,не стоит забывать, что "все хорошо в меру". Химические игры занимают больше времени на уроках, учащиеся только входят в азарт, а уже надо переходить к следующему этапу урока. Лучше всего в 8 классе я использую карточки с формулами. Каждому ученику выдается конверт с 12 формулами веществ (3 формулы кислоты, 3 оксида, 3 основания, 3 соли), при этом конверты можно использовать на любой теме в 8 классе: "Оксиды", "Основания", "Кислоты", "Соли"; на этапе изучения новой темы и на этапе закрепления знаний. Учащийся из данных формул выбирает либо какой-то класс соединений, дает определение и названия представителей этого класса, либо распределяет эти формулы по классам. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, могут помочь учителю в проверке выполнения задания слабыми учениками.
           Пример: Конверт № 1: Na2O     H2SO4       CaCl2     SO3        KOH       NaNO3     CaO       HCl      MgCO3     Ca(OH)2       H3PO4         Al(OH)3
            Каждый конверт содержит разные формулы. Поэтому один ученик может на первом уроке работать с конвертом № 1, на втором с конвертом № 2 и т.д. То есть конверты можно менять между учениками.
            Можно в этот же конверт слабым ученикам положить карточки с названиями данных веществ, а учащиеся должны соотнести формулы и названия.
           А еще из данных формул можно выделить  кислоту и соответствующий ей оксид или основание и соответствующий ему оксид.
           Таким образом учащиеся лучше усваивают данные темы уроков, могут дать определение данному классу соединений и выбрать вещества, относящиеся к этому классу.

         МОУ "СОШ с.Рефлектор" учитель химии, биологии и экологии Исетова Светлана Кабдрахимовна

Отредактировано Исетова Светлана К. (2017-01-20 05:45:51)

0

25

Добрый день!  Согласна с Ольгой Лавровой. Действительно не все ученики умеют работать с учебником и надо выбирать самое важное. Так как работаю первый год практики очень мало,но использую на уроках методы. игры. Детям очень интересно на  лабораторно-практических занятиях.Метод самостоятельной работы тоже применяю при закреплении материала.

0

26

Добрый вечер, коллеги! Так получилось, что вхожу в обсуждение последней. Весь опыт представленный Вам можно и нужно использовать на уроке.  Ольга Александровна верно отметила, что наши дети не умеют работать с любой информацией, будь то книга, учебник, интернет-ресурс. Ведь поиск информации, это еще не работа с ней, "копировать-вставить-форматировать" вот к чему сводится работа с информацией сегодня. Отсюда вывод прост и сам напрашивается, нужно учить работать детей с различного вида информацией (это требуется от учащихся на ОГЭ). Предлагаю так работать с рисунками учебника, развивая речь учащихся.
1.Составьте рассказ "Собирание газа методом вытеснения воздуха"
При работе используйте рисунок , данные слова и словосочетания:
  Физические свойства газа, легче воздуха, собираем прибор, штатив, лапка штатива, пробирка для проведения реакции, пробирка-приёмник, пробка с газоотводной трубкой, таким способом возможно собирать газы…
http://se.uploads.ru/Oa9yt.jpg
2.Составьте рассказ "Собирание газа методом вытеснения воздуха"
При работе используйте рисунок , данные слова и словосочетания:
Физические свойства газа, тяжелее воздуха, собираем прибор, штатив, лапка штатива, пробирка для проведения реакции, пробирка-приёмник (химический стакан), пробка с газоотводной трубкой, таким способом можно собирать газы…
http://se.uploads.ru/Oa9yt.jpg

3.Составьте рассказ "Собирание газа методом вытеснения воды"
При работе используйте рисунок , данные слова и словосочетания:
Физические свойства газа, нерастворим или мало растворим в воде, собираем прибор, штатив, лапка штатива, пробирка для проведения реакции, пробирка-приёмник, пробка с газоотводной трубкой, кристаллизатор, заполненный водой, таким способом можно собирать газы….
http://se.uploads.ru/Oa9yt.jpg
4.Составьте рассказ "Работа Лавуазье по определению состава воздуха"
При работе используйте рисунок , данные слова и словосочетания:
французский учёный, установил состав воздуха, 1774г., стеклянный колокол, ложка для сжигания веществ, фосфор, при сгорании фосфора расходуется, вода поднимается, 1/5 часть объёма, газ, оставшийся под колоколом, азот, не поддерживает горение ,опыт доказал, состав воздуха, содержание кислорода в воздухе.
http://se.uploads.ru/Oa9yt.jpg

0

27

Работу с учебником можно организовать используя методический приём: «Мои исследования» подсмотрела у учителя  начальных классов Тимошиной О.С.,  г.Петропавловск.
Алгоритм действия.
I этап
Сбор информации.
Учащиеся с помощью учителя выделяют объект исследования и цели (т.е. тема урока)
Затем работает шагами:
1.Читает предложенный материал;
2.Отбирает главное;
3.Вносит данные в тетрадь
В зависимости от уровня обученности могут быть разного уровня сложности:
1 уровень - «Закончи предложение» 
2 уровень - «Найди ответ на вопрос» .
3 уровень - «Составь вопрос самостоятельно»
II этап
Обмен мнениями
Учитель: организация беседы по данной проблеме.
Ученик:
1.Сообщает свою информацию;
2.Слушает товарищей;
3.Корректирует.
Этот этап протекает сразу после работы в тетради. Приучает получать информацию от собеседника, к самоконтролю.
III этап
Контроль и коррекция знаний
Учитель: организует коллективную и групповую  работу.
Ученик:
Работа в парах постоянного и сменного состава, в группах по отработке теоретических знаний.
Приучает к самоконтролю и взаимоконтролю, способствует развитию деловых отношений между партнёрами.
Так можно работать с любыми текстами на любом уроке.
С уважением ко всем Е.А. Тихонова МОУ "СОШ п. Учебный"

Отредактировано Тихонова Е.А. (2017-01-20 16:55:24)

0

28

Добрый день.
       От того, как учителю удаётся вызвать интерес к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависят результаты обучения и воспитания. На вопрос, можно ли каждому школьнику самостоятельно сформировать в себе стремление к познанию, В. А. Сухомлинский отвечал однозначно: человек должен учиться потому, что он человек.
       На этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного материала или на обобщающем уроке можно использовать дидактические игры, которые позволяют развивать осознанную мотивацию учащихся к процессу обучения.

       Формы дидактических игр разнообразны: игра-состязание; олимпиада; КВН; поле чудес; марафон; конкурс; звездный час; что? где? когда? брейн-ринг; счастливый случай; ярмарка; посиделки; химический вернисаж; хоккей; путешествие. Вот некоторые из них.

“Крестики - нолики”. Зачеркните прямой линией названия трёх основных оксидов:
Оксид азота (II)     Оксид марганца (VI)                  Оксид натрия
Оксид кальция     Оксид магния                          Оксид меди (II)
Оксид хрома (VI)     Оксид марганца (VII)          Оксид серы (VI)
Цель приведённой дидактической игры - овладение учащимися способом вы¬явления основных оксидов.

“Третий-лишний”. Формулы каких веществ - “лишние”?

         СаО                                                               NaOH
                      P2O5                                                                  H2SO4
          K2O                                                              H3PO4

Участие в этой игре требует от учащихся знаний классификации неорганических соединений.

“Третий-не лишний”. Формул каких веществ не достаёт для написания уравнения химической реакции?

           CaO                                                          C2H2
                                 ?                                                      CH4
          Ca(OH)2                                                        ?
 
Цель данной дидактической игры - закрепление в занимательной форме знаний учащихся о химических свойствах веществ и умений их применять.

         Применение на уроках химии дидактических игр облегчает процесс обучения, делает его интересным и наиболее содержательным, а это конечным счетом приводит к лучшему усвоению материала.

         МОУ "СОШ с.Рефлектор" учитель химии, биологии и экологии Исетова Светлана Кабдрахимовна

Отредактировано Исетова Светлана К. (2017-01-20 17:47:11)

0

29

Добрый вечер!
Вот несколько приемов учебно-познавательной деятельности, которые использую в начале урока.
Терминологические ассоциации:
Учащиеся получают задание: записать наибольшее количество терминов, соответствующих, по их мнению, теме за определённый промежуток времени, а затем учитель просит дать наибольшее количество определений.

Игра «Иностранец»:
Учитель или учащийся изображают иностранца (он всё понимает, но не может говорить, знает только 2 слова - «да» и «нет»), загадывают тему или основное понятие темы, остальные должны отгадать.
Светлана Александровна Нижникова
филиал МОУ "СОШ п.Учебный" в п.Полуденный

0

30

Добрый вечер!

Успешность обучения на уроке во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. В философском смысле понятие "форма" трактуется как "строение, устройство, система организации, внутренняя структура, непрерывно связанная с определенным содержанием". ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Для того, чтобы урок был интересным, нужно научиться выбирать правильные методы для его построения. В свою очередь, метод - это способ совместной деятельности учителя и ученика.
Классификация методов
1. Пассивные: учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция.
2. Активные (АМО): учитель и ученик выступают как равноправные участники урока.
3. Интерактивные (ИМО): наиболее эффективные методы, при которых ученик взаимодействует не только с учителем, но и друг с другом.
  Теперь я хочу поделиться Методом выяснения ожиданий и опасений "Солнышко и туча", который использую в начале урока.
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышко и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов - солнышко, неуверенные - тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек - можно судить о качестве усвоения материала.
Юсупова Ольга Сергеевна
МОУ "СОШ с. Миусс"

Отредактировано Ольга Сергеевна Юсупова (2017-01-20 20:34:44)

0


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Конференция для учителей химии, биологии, экологии » Конференция учителей химии, биологии, экологии.