Форум УО Ершовского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » «Эффективные методы, формы и средства обуч мат-ке » «Эффективные методы, формы и средства обучения математике в условиях


«Эффективные методы, формы и средства обучения математике в условиях

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт.
Не раз приходилось слышать фразу о том, что математика - страна без границ. Несмотря на свою банальность, фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её. А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек. В школе математических задач приходится  решать очень много и сложность их с каждым годом растет. Они не просто учат ребенка математике, определённым действиям. Математические задачи развивают мышление, логику, комплекс умений: умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, принимать решения. Очень часто решения таких задач являются просто математическим расчётом.
  Сегодня на страницах Форума предлагаю вам поговорить о роли математики в  жизни общества, об основных функциях математического образования,  о методах и средствах обучения математики в условиях реализации Концепции математического образования в Российской Федерации, обозначить проблемы математического образования и найти пути решения этих проблем.

0

2

Основная цель любого урока математики –повышение результативности урока через использование  различных методов и форм в обучении, в соответствии с требованиями современности, тем самым создавая условия для проявления познавательной активности учеников.
Важное значение на уроке в реализации данного  различных методов и форм приобретают организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы урока, которое реализуется на практике различными путями:
на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;
на других - учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;
на третьих - учителем на доске записываются только ключевые и вопросительные слова типа:
а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит?
б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать.
На основе этого ученики формируют целостную цель того или иного урока.
Урок -закрепление знаний. Я использую задания разного уровня, позволяющие ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности:
задания соответствующие обязательным результатам обучения
задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе;
задания, для школьников, проявляющих повышенный интерес к математике.
Пред началом выполнения, поясняю каждое из предложенных на выбор учебных заданий, раскрываю критерии оценивания каждой карточки.

0

3

Добрый день! Проблема математического образования  в условиях реализации Концепции математического образования в РФ в современном обществе ощущается  очень остро.Математическое образование в школе сейчас если и не находится в состоянии упадка, то явно и не переживает лучшие времена, а школьников, которые ясно отдают себе отчёт в том, что производная – это предел, а функция – отображение множеств, можно пересчитать по пальцам. Речь не о том, чтобы все знали  определённый набор формул и ряд типовых алгоритмов, а о том, что современный школьник не приучен ни мыслить, ни работать с литературой самостоятельно, ни ориентироваться в незнакомых  ситуациях без подсказки  учителя. Мне искренне жаль таких детей.  В этом главная проблема – мы, преподаватели, перестали учить детей! До сегодняшнего дня мы надиктовывали алгоритм и  натаскивали  на определённый тип шаблонной задачи, но это является ошибкой, т. к. современному обществу требуются молодые люди, которые легко адаптируются в социуме  и будут активно применять все знания и умения в дальнейшей жизни. Да, это будет  трудно для нас  заставить подростка  пересилить себя и начать  переход между шаблоном и мышлением.  Да, ученики будут больше работать, да, они будут недовольно ворчать у нас за спиной, обсуждая со сверстниками, как математичка их замучила со своими заданиями, но пройдет время и они поймут, что  только так можно решить все проблемы.А для этого нам необходимо в первую очередь усовершенствовать  самих себя, нам же самим будет приятно. Научиться объяснять сложные вещи просто и понятно. Конечно, часы  математики в школе жёстко ограничены, но давайте хотя бы привьём немного этой самой математической культуры школьникам, чтобы не стыдно было за наших выпускников.

0

4

Добрый вечер! Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Мы сами, казалось бы уже сложившиеся личности, постоянно учимся, перенимаем опыт, всегда находимся в поиске лучших форм, методов и средств обучения математике. Я считаю, что основными средствами обучения математике являются хорошие (я бы сказала умные) учебники, дидактические и методические пособия, тетради с печатной основной, таблицы, модели, схемы, компьютерные пособия и, конечно же, оборудованный кабинет математики. Формы обучения, которые применяю в своей работе: урок, кружок, факультативные занятия по математике, школьные спецкурсы по математике, элективные курсы и курсы по выбору, индивидуально-групповые консультации, - считаю достаточно эффективными для обучения математике. Я использую  различные методы обучения, которые активизируют учебную деятельность при обучении математике, такие как: методы формирования интереса к учению, методы формирования долга и ответственности в учении, перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств), логические методы, гностические методы, методы самоуправления учебными действиями, методы контроля и самоконтроля.

0

5

Добрый вечер, дорогие коллеги! Очень актуальная тема .
          «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л. Толстой.
Я работаю в  школе 28лет  учителем начальных классов, и прихожу к выводу, что слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся - обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Поэтому главное для себя как учителя вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования.
При этом использую различные методы обучения: словесные, наглядные ,практические ( исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Большую роль на уроке я уделяю глубине понимания детьми изучаемой темы, научности подачи материала, не допускаю небрежности в употреблении математических терминов и понятий, требуя этого и от учеников. И, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики я отвожу решению задач. При этом стараюсь подобрать для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это - задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Придерживаюсь принципа: на каждый урок – интересную задачу.
Для меня очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно.

0

6

Добрый вечер! Что-то мы не очень активны, а ведь тема интересная.

0

7

Добрый день! Математика встречается и используется в нашей повседневной жизни и математическое образование необходимо для подготовки к будущей профессии. Нам учителям нужно обеспечить доступность материала и простоту рассуждений, показать практическую значимость изучаемого материала.  Усвоению материала должно способствовать увеличение времени на решение практических задач. Чтобы научиться математике, надо научиться решать задачи. «Чтобы научиться решать задачи, надо их решать» (Д. Пойа).
В своей работе использую задачи, составленные таким образом, чтобы  учащиеся видели практическое применение математики, чтобы перед ними не стоял вопрос: зачем изучается та или иная тема. Для оптимизации учебного процесса возникает необходимость в дополнительной методической и дидактической  литературе для учащихся и педагогов, но такой литературы,  где ученик мог бы сам измерить, сам построить, сам додумать. Для обучения учащихся математике мы в своей работе применяем очень много форм и методов. Соглашусь с Масловой Г.Ф., что такие формы обучения как кружок, факультативные занятия, спецкурсы и элективные курсы по математике достаточно эффективные для обучения математике.
Новая Концепция требует от учителя высокого профессионализма, творческого подхода в работе и необходимости постоянного самообразования. Хочется верить, что её реализация выведет на качественно новый результат образования каждого обучающегося.

0

8

Здравствуйте, коллеги!
Эффективное усвоение математики возможно только при условии развития самостоятельности учащихся. Учителю необходимо организовать урок таким образом,  чтобы ученики получили знания как результат собственных исследований. А это непростая задача определить,  какие задания, средства для этого использовать.
У каждого учителя много различных способов, приёмов организации учебного сотрудничества. Считаю наиболее приемлемыми, являются обсуждение и проблемный вопрос, особенно если на уроке требуется логичное рассуждение, оценка различных точек зрения. Организовать системно – деятельностный подход мне помогает, например, 1)  перекрёстный опрос детей,  одни задают вопросы другим учащимся и оценивают их ответы. При этом ответы, если они неправильные, не исправляются сразу же, а предлагается ответившим неверно обратиться к учебнику, найти,  прочесть и разъяснить полученный ответ; 2) творческое применение знаний и умений – вырабатывают умение самостоятельно осуществлять учебно- познавательную деятельность (придумать задачу, сказку..);  3) развитию умения контролировать свои действия способствует введение в систему упражнений специальных заданий, объединённых в рубрику «Верно или неверно», которые направлены на распознавание верных или неверных утверждений, на поиск ошибок и их исправление; 4)  с использованием приёма «кодовое слово» у меня появляется эффективный инструмент концентрации внимания учащихся на учебной деятельности.  На основе придуманного слова удаётся связать математику с окружающим миром, выстроить межпредметные  и внутрипредметные связи. Использование этого приёма делает урок занимательным и продуктивным; 5) в основном использую  самый простой вид групповой работы – работа в парах; 6) сознательному усвоению курса математики способствуют упражнения сформулированные таким образом, чтобы учащиеся могли не только подметить закономерность, но и применить замеченное свойство или правило, согласно которому построена последовательность числовых выражений. Чтобы продолжить последовательность, не нарушая это свойство.
Г.Спенсер сказал «Великая цель образования – это не знания, а действия».

Это высказывание определяет важнейшую задачу современной системы образования: обеспечивающую  «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

0

9

Добрый вечер!Математические методы в наше время проникают во все сферы жизни людей. Люди в своей повседневной деятельности постоянно пользуются понятиями и выводами математики, нередко даже не задумываясь об этом. В современном производстве, в технике математика применяется особенно широко. Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. Школа должна закладывать основы всестороннего развития учащихся и призвана ориентировать их на осознание тех сторон изучаемого материала, знание которого служит базой для дальнейшего экономического образования. Полезно решать такие задачи, при постановке которых естественным образом возникают  математические понятия (проценты, прогрессии, степени с произвольным показателем, производная).

0

10

Добрый вечер коллеги!
Работая 33 года в школе, я давно поняла, только самостоятельно работая, учащиеся приобретают знания. Еще Л.Н. Толстой говорил: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».
В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информаций. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решение. А это не возможно без умения работать творчески. Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей учащихся. Этому способствует логическое построение предмета, чёткая система упражнений, для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики. Самое сложное, в математике научить решать задачи. Математика учит аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов. Поэтому в своей работе стараюсь обучать школьников разумной организации своего труда методом самообразования. Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его управлением и контроля. Я считаю, что  самостоятельная работа как одно из  эффективных средств в обучении математики.

0

11

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема для обсуждения, действительно, как никогда актуальна. и я согласна с Мариной Захаровой, что математическое образование в школе переживает не лучшие времена. Я считаю и думаю, вы согласитесь со мной, что школьные программы загружены. Время на изучение сокращается, а объем информации увеличивается. Без понимания и деятельности ученика, нет знаний. Об этом так сказал академик П.Капица «Знания основаны на понимании». Знания не передаются, а добываются личным трудом, передается  только информация. Практически учащиеся не имеют времени на рассуждения, понимание, инновационную и творческую деятельность по математике – одной стороны; с другой у учителей также нет времени на организацию соответствующей учебно-воспитательной деятельности. Очень модно и удобно стало подготовить электронное обеспечение и транслировать. Так как нет времени на размышления, добывание знаний, то и обеспечить личностное развитие учащихся довольно-таки сложная задача для учителя.
Итак, знаний нет, а экзамен сдавать надо. Чтобы выйти из этого положения, многие переходят на эксплуатацию памяти. Сдал – забыл, в итоге снижение качества образования.
Поэтому я считаю, что нужно уменьшить объём изучаемой информации, например, из школьной программы без ущерба развитию творческого мышления, наоборот, повышению качества знаний и математической компетентности, можно исключить комбинаторику, теорию вероятностей, математическую статистику. «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» (А. Дистервег)

0

12

Добрый вечер!Математика является основной, а часто и основополагающей частью общего образования. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики. Школьное математическое образование способствует: овладению конкретными знаниями, необходимыми в современном мире; приобретению навыков логического  алгоритмического мышления; развитию способности объективной оценки окружающего мира, формированию ответственности; воспитанию способности к адекватному и объективному восприятию окружающего мира.
Понижение интереса к учебному материалу учениками зачастую объясняется неспособностью учащихся в силу своего возраста или степени подготовленности, а также по причине завышенной самооценки воспринимать предлагаемые задачи как действительно необходимые для решения в повседневной жизни. Отсутствие опыта работы и решения жизненных задач играет не в пользу учащегося, учащиеся часто делятся на две группы. Малая часть учащихся воспринимает процесс изучения как действительно необходимый на текущее время. Основная часть учащихся относится к обучению поверхностно, одна группа считает, что со временем они всему научаться, вторая группа считает, что все, что необходимо они изучат потом, поэтому знания учащихся не будут достаточно полными и прочными, если в работе учителя отсутствует система повторительно-обобщающих уроков. Только через повторение можно приходить к логическим выводам. Без повторения невозможно, раскрыть сущность вещей и явлений, их развитие. Не даром говорят: «Повторение — мать учения».

0


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » «Эффективные методы, формы и средства обуч мат-ке » «Эффективные методы, формы и средства обучения математике в условиях