Форум УО Ершовского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Роль учителя » Роль учителя русского языка и литературы в формировании духовной культ


Роль учителя русского языка и литературы в формировании духовной культ

Сообщений 1 страница 30 из 34

1

Здравствуйте, уважаемые коллеги,  прошел год, и мы вновь встречаемся на страницах нашего Форума. В этом году предлагаю вам поучаствовать в обсуждении актуальной, на мой взгляд, темы – формирование духовно-нравственной культуры школьников. Думаю, что не нужно говорить о важности и значимости данного типа воспитания. Напомню только, что концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьника является методологической основой разработки и реализации ФГОС. Следовательно, касается она любого учителя, преподающего в современной школе.
Мне хотелось бы поговорить с вами, коллеги, о вашем участии в формировании духовных ценностей у учащихся, об интеграции урочной и внеурочной деятельности, о программах, содействующих в формировании духовной культуры школьников и т.д.
Итак, звучать тема нашей конференции будет так: «Роль учителя русского языка и литературы в формировании духовно-нравственных ценностей у учащихся».
Жду ваших мнений!  :writing:

0

2

Я считаю, что именно уроки русского языка и литературы  способствуют   формированию у ребят  доброты, щедрости души, уверенности в себе, умению наслаждаться окружающим миром, потому что именно эти  предметы позволяют  на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Только что закончили в 5 классе изучать произведение В.Короленко « Дети подземелья». Мои ученики  были поражены  тем, в каких чудовищных условиях проживали  дети, как им приходилось воровать еду, чтобы не умереть с голоду. На дом дала задание - ответить письменно на вопрос: как изменился Вася после встречи с Валеком и Марусей. Все без исключения написали, что Вася  изменился.  Он теперь думал не только о себе, даже в первую очередь не о себе, а  о ребятах из подземелья, вспомнил и по-другому  начал смотреть на младшую сестрёнку.   Вася теперь не думал  о своём одиночестве,  он понял, что есть люди, которым приходится ещё тяжелее, чем ему. И если мои ученики смогли это понять, я думаю, что они могут  любить и сострадать.

0

3

Согласна, Жанна Викторовна. Если продолжать тему, то в 5 классе есть немало произведений, помогающих воспитывать у учащихся лучшие нравственные качества. Например, Платонов "Неизвестный цветок". Мои ученики особенно восхитились мужеством, стойкостью, волей к жизни, которую увидели у Цветка. А "Кладовая солнца" Пришвина? Дети, конечно, говорили о дружбе, необходимости понимать друг друга, но особенно им понравилась история Травки. Они рассказали о своих домашних питомцах, о том, как заботятся о них и как их любят, как это важно - быть добрым по отношению ко всему живому на Земле. Где, как не на уроках литературы, воспитываются жизненные ценности?

0

4

На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ помогают учащимся познакомиться с особенностями слова. Я думаю, что большое значение в этом играют исследовательские работы. В этом году мои ученики брали в основном темы, связанные с историей слова. Была приятно поражена тем, что учащиеся интересуются историей языка, умеют работать со словарями. Всё-таки, наверное, не зря мы « едим  свой хлеб».

0

5

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Не могу не согласиться с вами в том, что именно на уроках литературы, практически на каждом уроке, поднимается проблема нравственности. Но мне бы хотелось сказать несколько слов о тех мероприятиях, которые прошли совсем недавно в нашей школе, посвящённых 25-летию вывода войск из Афганистана: конкурс чтецов среди учащихся 7-11 классов, уроки мужества. Именно на таких мероприятиях и показываешь роль учителя в формировании духовно-нравственных ценностей у учащихся. Что меня поразило при подготовке этих мероприятий? Во-первых, активность не только детей, но и их родителей; во-вторых, отношение к проведению мероприятий. Одно мероприятие не было похоже на другое.  Все присутствующие слушали завороженно, затаив дыхание, ни шороха не было слышно в классе, но слёз не удержали. Я боялась смотреть в глаза своим ученикам, потому что у меня самой наворачивались слёзы. Конкурс чтецов мы посвятили бывшим ученикам нашей школы, которые видели эту войну, но спустя четверть века так и не смогли ничего рассказать, одни только общие фразы. И таких примеров можно приводить очень много. Именно мы, учителя-словесники, должны формировать духовно-нравственные ценности у своих учеников не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.

0

6

Уважаемые коллеги, прошу регистрироваться на форуме корректно.

0

7

Добрый день, уважаемые коллеги! Я считаю. что тема, вынесенная на обсуждение, очень актуальна. Мы воспитываем  новое поколение. рождённое после распада Союза. Всё ценное, исконное потеряло свою значимость. Кому. как не нам, учителям- словесникам возрождать и прививать культуру, духовность, нравственность. Много негативного  видят наши дети на улице, в  СМИ. Мы должны защищать детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. Я работаю в старших классах. Много рассуждаем. обсуждаем, спорим, дискутируем о настоящих человеческих ценностях: о долге, о величайшей силе любви, о семье. Мои десятиклассники с азартом отстаивают свою точку зрения,. Но на многие  понятия они смотрят с позиций современных читателей и не всегда приемлют   общепризнанное мнение. Например. какая же Катерина("Гроза" Островского) сильная натура. если кончает жизнь самоубийством? Им не нравится отношение Базарова к своим стареньким родителям.Уроки литературы- уроки нравственности.

0

8

Добрый день! Хочу продолжить тему непонимания многих вещей современными детьми. Прежде чем обратиться к новой теме, стараюсь побольше рассказать об истории создания произведения. И что же обнаруживается? Нынешнее поколение не знает истории своей страны, а значит и не понимает времени, событий, происходящих в то время. Поэтому часто я становлюсь не только учителем литературы, но и истории.
Что же делать? Ученики не хотят читать, ничем не интересуются ( кроме компьютерных игр). Как научить любить литературу? Как научить вдумчиво читать, чувствовать слово?

0

9

Добрый вечер,дорогие коллеги. Очень приятно, что в этом году тема конференции интересна, актуальна именно для нас, учителей русского языка и литературы.  Думаю, что каждый наш урок формирует духовно-нравственную  культуру школьников. Я полностью согласна с Жанной в том, что наши дети не знают своей истории. При изучении любого произведения очень важно воссоздать историческую эпоху того времени. В данный момент мы с 10 классом изучаем " Войну и мир".Я столкнулась с тем, что дети не знают о Бородинском сражении, их это не интересует. Но когда они увидели на  церемонии открытия олимпийских игр бал Наташи Ротовой, поняли важность этого произведения. Дети наперебой рассказывали о своих впечатлениях от увиденного. С этого момента изучение романа  пошло намного легче,им стало интересно.На уроках мы говорим о патриотизме, семейных ценностях, любви.Мне интересно наблюдать, как дети "примеряют на себя" какие-то ситуации и соглашаются с героями "Войны и мира", но не все. Поэтому вопросы,заданные Жанной, для меня тоже остаются открытыми.

0

10

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Действительно, тема конференции интересна и актуальна. К сожалению, мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию. Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять пустоту детских сердец на своих уроках.

0

11

Несомненно, велика роль учителя русского языка и литературы в формировании духовно-нравственных ценностей у учащихся. Наши предметы позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам  духовно-нравственного воспитания школьников. Например, на любом уроке русского языка можно подобрать такие предложения, тексты, с помощью которых можно провести большую работу по  формированию нравственных принципов учащихся. А уроки литературы? Каждый из них - это урок доброты, преподнесенный ребенку.  Не случайно когда-то М.Горький сказал о литературе: «Уроки нравственного прозрения». Сейчас мои выпускники изучают булгаковский роман «Мастер и Маргарита». Какой богатейший материал для формирования духовных ценностей! И об ответственности человека за добро и зло, совершаемое на земле, и о выборе жизненных путей, ведущих к свободе или рабству и бесчеловечности. И так можно сказать о каждом писателе, включенном в школьную программу. Русская литература! У нее есть чему поучиться молодежи! С каким восхищением и гордостью ребята говорили на уроке о закрытии олимпиады, о том моменте, когда всему миру была представлена русская культура, особенно русская литература. Действительно, великая русская, которая и формирует духовно-нравственные ценности у подрастающего поколения!

Отредактировано Киреева Галина Георгиевна (2014-02-26 15:13:33)

0

12

Согласна с каждым из вас, уважаемые коллеги. Мы живем в непростое время, когда у детей сформированы совсем другие ценности - сформированы семьей, временем, обществом. Не все они плохие, конечно. Просто они другие, непривычные нам. И сейчас наше государство и наши дети, на мой взгляд, испытывают острую нужду в таких ценностях как героизм, патриотизм, гражданственность, человечность, солидарность, трудолюбие и т.д.
Школа всегда стремилась духовно и нравственно обогатить каждого ученика. Вот и сейчас урок является не просто носителем знаний, он несет еще в себе массу воспитывающих и развивающих "программ". А сколько ценного содержат внеурочные мероприятия! И как здорово, что наше государство сейчас стало тоже обращать внимание на духовное развитие молодежи: проводится много культурных мероприятий, 2014 год объявлен годом Культуры в России, развивается волонтерское движение и т.д.
А для нас с вами главное - правильно донести до каждого ученика важные нравственные ценности - да, с помощью художественных произведений, с помощью исторических фактов, личным примером, в конце концов.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за мнение, за те примеры, которые вы приводите из собственного опыта работы. Я хочу предложить вам также поделиться с участниками конференции разработками урочных и внеурочных мероприятий, ярко демонстрирующих примеры духовно-нравственного воспитания учащихся. :cool:

Отредактировано Любовь Геннадьевна Исаева (2014-03-05 08:07:28)

0

13

Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Я со всеми согласна, что русский язык и литература –  это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. «Через родное слово,- отмечал педагог К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Ведь слово является одним из главных «носителей» национальной культуры.  При подготовке к урокам я стараюсь подбирать тексты, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.  При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.
А в 7 классе при изучении темы «Правописание приставок НЕ- и НИ- в наречиях»  использую  такие предложения: 1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.  Такая работа с предложениями воспитывает и патриотические чувства, и нравственные качества.
На уроках русского языка мы показываем  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает всю гамму человеческих чувств и отношений.

0

14

Я считаю, что именно уроки русского языка и литературы способствуют формированию у детей доброты, щедрости, уверенности в себе, потому что эти предметы позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно- нравственного воспитания молодого поколения.
Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.
На уроках  практикую сочинения-миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях: милосердие, сострадание, благородство. Именно этот вид работы позволяет понять, что происходит у ребенка в душе, чем он живет.

0

15

Соглашусь с уважаемыми коллегами в том, что мы преподаём нечитающему поколению.Поэтому наша роль, может быть, более ответственная и сложная, чем других учителей-предметников. Донести писательское слово, повлиять на душу," разбудить"чувства ребят-нелёгкая задача. Но с какими поистине шедеврами литературы мы знакомим своих учеников! Взять, к примеру. "Войну и мир" Тут вам и воспитание долга, чести,сострадания. сочувствия, патриотизма, семейное воспитание. Действительно. наша литература-наша национальная гордость.  И в этом тоже мы убеждаем наших воспитанников.

0

16

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Присоединяюсь к вашим размышлениям о духовно-нравственном воспитании школьников на наших уроках. На сегодняшний день этот вопрос, действительно, актуален. Уроки литературы знакомят с лучшими образцами художественного творчества, помогают найти ответы на сложные жизненные вопросы, заставляют задуматься о смысле жизни и назначении человека. Но все-таки источником нравственного воспитания является народная мудрость. Поэтому просто необходимо наших современных школьников приобщать к сокровищам духовной культуры русского народа, которое можно осуществить через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора. Через пословицы и поговорки ребята осмысливают нравственные ценности с учетом своей личностной позиции и определяют их огромную значимость в жизни отдельного человека и общества в целом: "Жизнь дана на добрые дела", "Дерево живет корнями, а человек - друзьями", "Век живи - век учись" и др. На уроках русского языка без них тоже не обойтись, ведь они помогают повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, всевозможные виды разбора.

0

17

Доброе время суток, уважаемые коллеги! Присоединяюсь к вашим мнениям об огромной  роли учителя русского языка ил литературы в формировании духовных и нравственных ценностей. На каждом уроке как русского языка, так и литературы мы воспитываем у детей доброе, прекрасное, вечное. И конечно же,и  внеурочные мероприятия  помогают нам в этом. Богат арсенал этих мероприятий: литературные гостиные, диспуты, проекты, конкурсы, веб -квесты и многое другое.В основном в подготовке этих мероприятий основную роль выполняет учитель. Второй год участвую с детьми в дистанционных творческих и социально - значимых проектах,в конкурсах  презентаций, в межрегиональных конференциях.Имеем хорошие результаты. Участие в данных мероприятиях побуждает детей к самостоятельному выбору материала, к самореализации, к творчеству, к формированию навыков и умений  работать в команде. Мы участвовали в  Межрегиональном конкурсе «Пословица – душа народа", писали сочинение по пословице о маме, о дедушке. Создавали презентации: "Мои любимые  пословицы", "Пословицы о Родине", рисовали рисунки.Участие в 5 межрегиональном  филологическом  мегапроекте "Листая календарь. Война 1812 года" дало возможность ребятам познакомиться с героями этой войны, с их подвигом во имя Отечества. Участники проекта создавали синквейны, плейкасты, презентации. (http://www.openclass.ru/node/330196).
В прошлом году в школе проводили метапредметный проект «ПОКА В РОССИИ ПУШКИН ДЛИТСЯ, МЕТЕЛЯМ НЕ ЗАДУТЬ СВЕЧУ». В рамках проекта были организованы конкурсы рисунков, презентаций. стихов, творческих работ, синквейнов, диамант, даймондов,хайку, штрихов. Проект закончился творческим отчётом и награждением победителей. В проекте принимали участие совместно с  детьми и учителя физики, и лирики , и биологи. Все эти мероприятия, несомненно,способствуют формированию нравственных  и духовных ценностей. На данный момент работаю с 5 классом над  подготовкой материала для  участия во всероссийском проекте "Мы и культура", который включает 6 номинаций. Задания очень интересные, творческие, а самое главное: приобщают ребят к культуре, формируют духовные и нравственные ценности.Если кто - то из коллег заинтересуется этим проектом,могу  дать ссылочку на сайт.
Любовь Геннадьевна, где можно разместить материал внеклассных мероприятий?

Отредактировано Фролова ТатьянаНиколаевна (2014-02-28 07:37:37)

0

18

Татьяна Николаевна, все материалы можно разместить на школьном сайте, на персональном - если он есть, можно на нашем сайте РМО учителей русского языка и литературы. Для этого необходимо переслать материалы мне, например, по эл. почте. Можно разместить материалы самостоятельно на Яндекс. Диске. А затем ссылку разместить на Форуме. Удачи!

0

19

Спасибо, Любовь Геннадьевна! Мои работы размещены в "Открытом классе".
1.Конкурсная программа "Доброе слово сказать - посошок в  руки дать".Ссылка http://www.openclass.ru/node/269278
2.Устный журнал для учащихся 8 - 11 классов "Судьба и Родина едины", посвящённый землякам - саратовцам, участникам Отечественной войны 1812 года http://www.openclass.ru/node/330433

Отредактировано Фролова ТатьянаНиколаевна (2014-02-28 12:44:10)

0

20

Добрый вечер, уважаемые коллеги. Я согласна, что тема весьма актуальная.
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе
Мне кажется, что именно русская литература  есть основа воспитания. Но для меня, как и для многих из Вас, остается открытым вопрос: «Как сделать так, чтобы  ученик ЗАЧИТАЛ».  Есть, конечно, и читающие дети, но, к сожалению, их очень мало. 
Хочу предложить Вашему вниманию замечательное стихотворение современной поэтессы  Галины Белгалис  "Говори красивые слова"

Говори красивые слова,
Чтобы губы стали еще слаще,
Чтоб от счастья кругом голова,
Чтоб хотелось видеть тебя чаще.
Хлебом ты с голодным поделись —
То души надежная подкова,
На людскую глупость ты не злись,
Ведь духовность — красоты основа.
Чтобы волос шелком отливал —
Прядями малыш пускай играет.
Боль других ты сердцем принимай —
Душу равнодушье обижает.
Человек нуждается в тепле —
Даже вещь оставленная плачет…
Души тонут лишь в холодном зле —
И судьбу оно переиначит.
Мы, старея, вдруг осознаем —
Две руки от Бога мы имеем:
Ближнему одной мы отдаем,
А другой — себя всю жизнь жалеем.
Красота в глазах отражена —
Значит, есть любовь в твоем сердечке,
Значит, эта дверь отворена,
И тепло струится, как из печки.
Легче станут к старости шаги,
Только тверже будут убежденья…
И прошепчешь внуку: “Сбереги
Ты в душе своей любви волненья.
Близких ты заботой напои,
Поднимайся без оглядки к звездам,
Чтобы пели в сердце соловьи,
И свивала чтоб удача гнезда.
Будь красивым с детства, и тогда
Красота души богатством станет…
К нам приходит в дом тогда беда,
Коль душа легко и смело ранит”.

0

21

Добрый день, уважаемые коллеги! Роль учителя в формировании духовно-нравственных ценностей у учащихся, конечно же, велика. Помогают нам в этом художественные произведения как русских классиков, так и зарубежных. Они заставляют нас видеть то, "что не на виду", не только внешний блеск или нищету, они призывают вглядываться в глубину явлений и замечать за внешней скромной оболочкой прекрасное. По-новому взглянуть на некоторые нравственные ценности нам сегодня помогает учебник под редакцией Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, где интересно, логично и оригинально сочетаются и проза, и поэзия, и подбор произведений привлекает своей нравственной глубиной и художественным совершенством. Я ни в коем случае не рекламирую этот учебник, просто в нем, действительно, есть такие произведения. которые доказывают, что в каждом предмете есть своя душа (М.Метерлинк "Синяя Птица"), что жадность, вероломство, зависть обязательно будут наказаны (В.Гауф "Маленький Мук"), утверждают и воспевают великую силу любви (А.Н.Толстой "Русалочка") и т.д. Хочу заметить, произведения для детей новые, может быть, поэтому большая часть ребят все-таки читает. Главное - заинтриговать их: показать фрагмент художественного фильма, мультфильма, остановить свой пересказ на самом интересном... Тогда они обязательно прочитают, и на уроке будет с кем работать и выяснять, какие нравственные проблемы ставил перед нами автор книги.

Отредактировано Светлана Еремина (2014-03-01 19:21:11)

0

22

Добрый вечер, дорогие коллеги. Много полезного и интересного я узнала от вас. Все выступающие едины во мнении, что учитель русского языка и литературы на каждом уроке формирует нравственные ценности. Для учащихся мы, филологи, стоим на ступень выше всех остальных учителей-предметников, потому что на наших уроках мы говорим обо всём. На примерах пословиц, произведений  мы объясняем детям, как правильно поступить, на кого из героев нужно равняться, поэтому  мы сами должны соответствовать данным образам, чтобы быть примером. Конечно, я согласна с мнением, что именно русская литература  - основа воспитания.
Заставить детей читать нельзя, нужно заинтересовать, вот этим мы и занимаемся.
Спасибо Фроловой Татьяне Николаевне за интересные разработки, которые пригодятся для подготовки мероприятий в предметной неделе.

0

23

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Галина Владимировна, я с Вами согласна. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует  нравственной  стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. След, который должны оставлять мы, учителя, -  это доброе слово, посеянное в душах учеников. Именно учитель,  по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества». Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Татьяна Николаевна, большое спасибо за интересный материал.

0

24

Добрый день, уважаемые коллеги!  Я считаю, что проблема нравственного воспитания подростков актуальна сегодня как никогда. В рамках недели литературы я использую такие произведения современных писателей, которые помогают подросткам выбрать не только правильный жизненный путь , но и уберечь их от ошибок. Хочу поделиться с вами разработкой  внеклассного мероприятия по рассказу молодого писателя-земляка Д. Водоватова "Угонцица"
http://novoselsk.edusite.ru/p23aa1.html
Не остаются без внимания и произведения о Великой Отечественной войне. Роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» рекомендую изучать в разделе Великая Отечественная война»
Сколько раз могли погибнуть маленькая мадонна и ее вечно голодный младенец, но остались жить, спаслись людской добротой и отзывчивостью, навсегда запомнив, что свои могут поступить как чужие, кому ты в тягость, а чужие - принять как свою, поделиться последним, что у них есть.
Страницы, посвященные материнским мукам и заботам мадонны с пайковым хлебом привлекает своей документальной простотой. Здесь запечатлены мелочи быта, без которых человек не может прожить. Из малого складывается идеал материнства, высота самопожертвования.
Роман М. Глушко может сделать очень доброе дело, побудив читателей к размышлениям о том, что будущее нации, ее духовное и физическое здоровье зависят прежде всего от женщины.

0

25

Добрый вечер, коллеги! Все комментарии прочитала, но так и не нашла ответ на интересующий меня вопрос: как привить ученикам любовь к чтению? Готовлюсь с учениками к ЕГЭ, часть С.  Предлагаю использовать при написании примеры из классической литературы. И что же? Все готовы предложить аргументы из жизненного опыта, и никто - из литературы. Что делать?.. Вечный вопрос!

0

26

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось: изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения между людьми, отношения гражданина России с государством и обществом. И мы, учителя, меняемся, много переосмысливаем, особенно свою роль в воспитании молодежи. Поэтому невозможно равнодушно смотреть на происходящее; считаешь ответственным себя за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения.
     Я считаю, что важны в духовно-нравственном воспитании учащихся литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить подлинные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Большую роль играют и формы обсуждения: ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, диспуты, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
   Изучая «Слово о полку Игореве», мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения неизвестного автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.
     В беседе о Базарове по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал И.С.Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них.
   Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому уроки литературы очень благодатны для воспитания духовных ценностей.   С уважением Вакулина Л.М.

0

27

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Я согласна с вами, что ребята мало читают. Но не согласна с тем, что в 11 классе при подготовке части С выпускники приводят только аргументы из жизненного опыта. Все-таки лучше у них получаются примеры, взятые из художественной, публицистической литературы.

0

28

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Меня тоже волнует вопрос: как привить  любовь к чтению?
В практике своей работы использую те же приёмы, о которых пишет Светлана Евгеньевна. Но эффективны они , на мой взгляд, только для  5-7 классов. А вот в старшем звене катастрофа…Да и в среднем звене не очень - то много читающих детей.
Не хотят дети читать, не понимают некоторые  произведения.  Как быть?  Что может сделать учитель, чему научить, когда программа по литературе рассчитана на 2 часа?    Раньше в 5 классе было 4 ч., в
6 кл. - 3ч, в 10 -11кл. – 4ч. А сейчас? Дети не успевают прочитать, вникнуть в содержание прочитанного.  Все произведения разбираем «галопом».
Читают многие плохо, медленно, родители не оказывают ребятам помощи, в семье  нет совместного чтения книг. Учитель не может один,  без семьи, привить любовь к книге. А зачастую родители сами забыли, когда последний раз читали. Компьютер, Интернет, телевизор - досуг семьи.
Согласна с Галиной Георгиевной:  дети в основном приводят аргументы из художественной литературы.  При подготовке части С  я  учу ребят приводить аргументы из художественной  и публицистической литературы. На сайте «Капканы ЕГЭ и ГИА» есть замечательный раздел «Книжная полка». ».http://капканы-егэ.рф/index.php/knizhnaya-polka.
Рассказы из этого раздела читают самостоятельно, на консультациях  работаем над содержанием,определяем  проблемы.
Предлагаю вам, коллеги, пройтись по этой ссылочке,  здесь собран хороший материал для подготовки части С.
http://www.proshkolu.ru/user/gorohnadia/folder/855718/

Отредактировано Фролова ТатьянаНиколаевна (2014-03-05 22:45:46)

0

29

Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к  литературе и  языку  и  ценностям отечественной культуры.    Стандарты предполагают создание «устных и письменных монологических и  диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения», «совершенствование коммуникативных способностей». Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный проект. Реализацией такого проекта  в нашей школе является  издание альманаха «Серебряная капелька» и газеты "Школьный вестник" . Проект реализуется в рамках дополнительного образования. На мой взгляд, это развивает интерес к речевой деятельности, к литературному творчеству и помогает решить проблему нравственного формирования личности. Познакомиться с материалами проекта можно на сайте нашей школы shkola-ershov.ucoz.ru

Отредактировано Н.А.Кульгина (2014-03-05 23:08:09)

0

30

Дорогие и милые дамы, от всей души поздравляю вас с чудным весенним праздником - Днем женского цветения и красоты - 8 Марта!
http://s9.uploads.ru/t/mGAuH.jpg

Отредактировано Любовь Геннадьевна Исаева (2014-03-07 09:51:31)

0


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Роль учителя » Роль учителя русского языка и литературы в формировании духовной культ