Форум УО Ершовского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Введение ФГОС основного общего образования: » Введение ФГОС ООО: Знаем. Понимаем. Как реализовать?


Введение ФГОС ООО: Знаем. Понимаем. Как реализовать?

Сообщений 1 страница 30 из 61

1

Здравствуйте, уважаемые коллеги, рада вновь Вас приветствовать на страницах нашего форума. Совсем недавно, чуть больше года назад, эта тема горячо обсуждалась среди учителей начальных классов. На страницах форума  учителя образовательных учреждений района обсуждали проблемы и перспективы введения новых образовательных стандартов.  Сегодня эти вопросы стали актуальны и для нас.
        Надо сказать, что в настоящий момент практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты. Информацию о них мы получали на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами и т.д. Нам известно также, что в условиях введения образовательных стандартов второго поколения главная задача школы – сформировать у ученика новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а задача учителя - создать условия для  пробуждения мысли ребенка, мотивировать его к получению новых знаний, наделить обучающегося опытом самостоятельной деятельности. То есть, теоретически мы подкованы. Но как реализовать эти знания в практической деятельности? Что следует учитывать при этом учителю? Какие приемы и формы работы должен использовать учитель, чтобы ребенок стал инициативным и предприимчивым? Способен ли помочь в деятельности учителя современный учебник?
         Уважаемые коллеги, давайте попробуем разобраться в этих и других интересующих нас вопросах. Думаю, что в ходе обсуждения очень полезны будут наработанные ресурсы пилотных площадок,  а также бесценный опыт работы учителей начальной школы, которых мы также призываем к общению. :writing:

Отредактировано Любовь Геннадьевна Исаева (2013-02-27 08:37:57)

0

2

На сегодняшний день главной задачей остается повышение качества образования. Только вопрос в том, как определить это качество. Образовательный стандарт фиксирует систему требований, которые обеспечивают качество образования в случае соответствия этим требованиям. но вот здесь и начинается самое большое количество вопросов. С одной стороны, стандарт делает акцент на формировании предметных УУД, но с другой стороны, мы говорим о социализации учащихся и коммуникативных компетенциях.Качественное образование – это когда выпускник может решать на основе полученных ими знаний практические проблемы, возникающие в общественно значимых, распространенных видах деятельности. Если
выпускник имеет знания, но не может их применять, не может решать проблемы практической деятельности, это то же самое, как если бы выпускник не имел никаких знаний.На мой взгляд, современные образовательные стандарты имеют серьезный недостаток:фиксируют вовсе не параметры оказываемых образовательных услуг и не гарантии, которые дают потребителям услуг образовательные учреждения, а фиксируют требования к выпускникам, получателям услуг. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.Кроме того, я вижу проблемы в части оценочной деятельности и диагностики:- влияние внешних оценок (оценочный опыт, привнесенный из ДОУ; личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении;
- отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
- проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов.Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

0

3

Задача формирования новой личности невозможна с традиционными подходами к обучению. Вполне естественно, что мы вынуждены не только обратиться к изучению основных концепций по внедрению ФГОС второго поколения, но постараться понять: какие подводные камни нас ждут. Считаю, что  в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;введение часов на внеурочную деятельность обучающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, а с другой - создает финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками;материально-технические возможности школы (спортзала, компьютерного класса, актового зала,, открытых игровых площадок) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведенная в школе, дает ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью. Конечно, нам придется столкнуться с рядом проблем, но ведь все проблемы можно решить при желании. Необходимо прежде всего перестроиться самим. Принципиальное отличие новых ФГОС от стандартов 2004 заключается в том, что цель   обучения - не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни. Овладение этими действиями позволит учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения на основе формирования умения учиться, так как универсальные действия порождают мотивацию к обучению и позволяют учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. Наши дети будут учиться жить: и на уроке, радуя друг друга полезным общением в творческом поиске решения учебных проблем и задач, и в окружающем мире, осознавая ценность не только знания, но и взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания, добра.

0

4

Добрый день, коллеги! На следующий учебный год мне предстоит работать по ФГОС в 10 классах. Конечно, пришлось изучить огромное количество документов и прочитать массу публикаций.В последние годы со стороны Министерства образования и науки было много нововведений. Для каждого из них имелись свои основания, и поэтому многое было реализовано качественно, на системной основе.
Наша школа -  общеобразовательная школа, поэтому мы осознаем свою ответственность за введение федеральных образовательных стандартов нового поколения в образовательный процесс.Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей,  результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы  и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых; материально-технических, информационных, учебно-методических).
Введение ФГОС общего образования - требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в  современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода -  методологической основы ФГОС.
Нас всегда пугают нововведения, но в процессе работы открываются пути решения проблем.

0

5

Коллеги, давайте посмотрим на задачи учителя в свете ФГОС второго поколения. Создание условий для развития творческой активности учащегося, развитие мотивации к самостоятельному познанию, развитие желания учиться. Разве эти же задачи не стояли всегда перед педагогом? Разве наши традиционные формы и приёмы организации работы в классе не способствовали решению этих задач? Практическая и лабораторная работы, работа творческих групп учащихся, литературные семинары и диспуты, в последние годы - информационные технологии. Это же прекрасный опыт. Меня только волнует вопрос: "Не утонет ли всё это в новой волне бумаг?" Хотелось бы услышать мнение коллег о технологических картах урока. Я понимаю, что составление этих карт упорядочивает цели и задачи каждого этапа урока, но ведь мы и прежде сознавали и формулировали их.

0

6

Уважаемые коллеги!
Очень хочется, чтобы представители «пилотных» школ поделились именно опытом работы: как сформировать у ученика систему универсальных ЗУН, какие приемы и формы работы для этого  может использовать учитель. А читать статьи и высказывания  из  сети Интернет  скучно.

0

7

Я согласна  с Анниной Г.С.   Мы всегда ставили задачей развитие познавательной и творческой активности учащихся, всегда неустанно говорили и о развитии мотивации и т.п.    Нового для нас, в общем-то, здесь нет.
Меня тоже волнует вопрос о технологической карте урока. Составление этих карт, может быть, и упорядочивает цели и задачи урока, но как-то увеличивает нагрузку на учителя. Ведь составить технологическую карту  одного урока занимает уйму времени, а если уроков 5-6 на следующий день…

0

8

Уважаемые коллеги, здравствуйте!
      Современное общество требует от системы образования  воспитания такого профессионала, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни - это основа системно-деятельностного подхода.
Как выше сказала одна из коллег, «нас всегда пугают нововведения, но в процессе работы открываются пути решения проблем».
      Я предлагаю всем заинтересовавшимся  рассмотреть в качестве примера учебник нач. школы   «К тайнам нашего языка» (авт. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко) с точки зрения воплощения в нем деятельностного подхода к обучению. Методическая разработка + презентация (1, 2 части)
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ru … brazovanii
      Учебник   рассматривается как средство, моделирующее учебную деятельность каждого ученика, позволяющее учителю и родителям не только правильно организовать учебный материал, но и в целом формировать у начинающего школьника умение учиться.  Иными словами, создаются условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребенок был человеком, активно и осознанно действующим.

0

9

Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
Повышение качества обучения школьников всегда являлось одной из самых актуальных проблем педагогики. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком.
Систематически на уроках русского языка и литературы мной используется такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.

0

10

Я согласна с коллегами в том, что мы и раньше использовали  в своей работе развивающие методы обучения, но делали это, скорее всего, по личному желанию, так сказать, по зову души и сердца. И откликались на наши душевные порывы далеко не все учащиеся, преимущественно с высокой мотивацией и незаурядными способностями. Мы пытались вводить  разноуровневое (дифференцированное) обучение, привлекали учащихся к участию в проектной деятельности, в последние годы сконцентрировали свое внимание на ИКТ. Но  все это было каким-то разрозненным, неполноценным. Сейчас же все это учитель должен научиться применять в совокупности. Полагаю, что с введением новых образовательных стандартов кардинально изменились подходы к преподаванию. Прежде всего, выросли требования, причем не столько к ученику, сколько к учителю – нам необходимо КАЖДОГО ребенка научить  учиться, мыслить, развиваться и т.д. А это, на мой взгляд, непростая задача. 
Давайте поговорим, коллеги, о том, как мы видим  и представляем свою деятельность в свете новых образовательных стандартов. Не стесняйтесь озвучивать собственные точки зрения.

0

11

Добрый день, уважаемые коллеги! Сайт - образовательная система "Школа 2100" - оказывает огромную поддержку всем, кто уже приступил к работе по ФГОС. В начале учебного года предлагались разработки уроков и рабочие программы. Самая большая сложность заключается в том, что предметные УУД должны быть у нас на первом месте, так как итогом деятельности ребенка, так или иначе, будет ЕГЭ. Однако, переход на ФГОС после системы Занкова - создание ситуации успеха - очень сложен. Представляю, с какими сложностями придется столкнуться при переходе на стандарт 10 классов! Научить мыслить каждого! Научить оценивать себя! Многие педагоги и учащиеся к этому не готовы! Хотелось бы обратиться к Чечелевой Е.А. Коллега! Да, скучно читать фразы из Интернета. Однако, работая первый год, методом проб и ошибок, разве можно поделиться опытом? Конечно, есть определенные наработки, но о систематизации и обобщении говорить слишком рано! Могу поделиться с коллегами разработками отдельных уроков.
http://school3-ershov.narod.ru/p19aa1.html

0

12

Приложение 1.5.4
ПАМЯТКА по внедрению правила САМООЦЕНКИ технологии оценивания

1)  Совместная выработка порядка оценивания (этот пункт оправдан, только если внедрение технологии осуществляется не в 1-м классе)
1-й шаг. Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики. Как лучше — чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие?», «С чего начнём оценивать свою работу?», «Что сделаем после этого?»  и т.д.
2 шаг. По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки из 4-х основных и 2-х дополнительных пунктов: 1) В чём заключалось задание? 2) Удалось ли получить результат? 3) Задание выполнено   правильно или с ошибкой? 4) Задание выполнено   самостоятельно или с чьей-либо  помощью?  (далее — кроме 1-го класса) 5) По каким признакам мы различаем отметки? 6) Какую ты сам выставляешь себе отметку?
2)  Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание
1-й  шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое обычно на максимум материала, использовать на выработку у учеников умения самооценивания.
2-й  шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного, изучение нового) для использования алгоритма самооценивания.
3-й  шаг. Выбрать простое задание, после предъявления решения которого одним из учеников  ему будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценивания (опорный сигнал).
3)  Действия при выработке у учеников умения самооценки
1-й  шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном действии).
2-й  шаг. После предъявления решения задания учеником (устный ответ, запись на доске решения из тетради  и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что вначале в этом будет помогать учитель, задавая ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик даёт ответы, учитель  поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
3-й  шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса (достаточно одного-двух эпизодов на урок, но  главное, чтобы они происходили на каждом уроке).
4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов  учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.
5-й  шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооцеки сформировано.
4)  Действия при сформированном умении самооценки 
1-й  шаг. Планируя урок, учитель перестаёт урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.
2-й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается; после предложения учителя: «оцени свой ответ»  следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было»,  или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» — хорошо».

Если мнение ученика и учителя совпадают,      можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил     или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции.
3-й шаг. После проверки письменных работ  ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить своё мнение, используя алгоритм самооценивания.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.  Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. ВНИМАНИЕ! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя — нет!

0

13

Неужели возможно научить КАЖДОГО ребёнка учиться, мыслить и т.д.? Некоторые считают, что надо всё внимание уделять способным детям. У меня самой так не получалось. Всё равно хотелось донести что-то до каждого. Может,зря? Простите за пессимизм.

0

14

Кстати, координатор проекта от УМЦ "Школа 2100" Сизова Елена Владиславовна, на вопросы коллег дала точный ответ: «В этом году ваше ОУ сначала осваивает только одну технологию, а затем, если захотите, – остальные. Сразу все будет сложно. Именно поэтому в плане, который мы предлагаем, за первое полугодие рекомендуем провести один цикл внедрения одной технологии. Цикл состоит из а) Вводного семинара (знакомство с теорией); б) Применения на уроках; в) Итогового семинара (рефлексия и принятие решения - продолжаем осваивать первую технологию или переходим к следующей). Подробнее в файле Условия внедрения комплекса технологий. Описание одного цикла внедрения на стр.. Соответственно программу составляете по освоению одного цикла (вам надо рассчитать свои силы так, чтобы хватило времени на отработку элементов технологии, взаимопосещение уроков, подведение итогов). Если в декабре педколлектив примет решение, что технология освоена недостаточно, не все получается, как надо, то можно в следующем полугодии весь цикл повторить сначала».
http://www.school2100.ru

0

15

Уважаемые коллеги! Работая в начальной школе, я с интересом слежу за введением новых образовательных стандартов. Хотя работать по ФГОС мне предстоит лишь на следующий год - в 1 классе. Мне удалось посетить районный научно - методический семинар для учителей начальных классов "Технология оценивания учебных успехов учащихся как средство развития УУД и реализации оценочной деятельности педагога в рамках ФГОС". Вниманию учителей были представлены открытые учебные занятия. Я посетила урок литературного чтения в 3 классе и урок английского языка во 2 классе. На занятиях ученики сами по алгоритму самооценивания определяли свою оценку, когда показывали выполненное задание. Учитель иногда поправлял оценку, если доказывал, что ученик завысил или занизил её. Оценки накапливаются в таблицах результатов образования и в портфеле достижений. Обучающимся представлена возможность развивать навыки самоконтроля, самоанализа.

0

16

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема, предложенная Любовью Геннадьевной для обсуждения, серьёзная,интересная и актуальная. Согласна с мнением коллег. что с теорией мы познакомились все, многие прошли курсы.Но как будет обстоять дело  на практике? С чего начать? Мы все с опаской относимся к нововведениям, вроде бы хорошая мысль, а в результате – то часы сократили по программе, то материально-техническая база оставляет желать лучшего, и … ворох бумажной волокиты, порой даже никому не нужной.  Конечно, что в школе нужно что-то менять. В школе необходимо создать   условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности.  Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Мне кажется, для работы в новых условиях каждому из нас необходимо пересмотреть арсенал педагогических технологий, которые мы используем в своей работе. Год назад я участвовала в дистанционном семинаре   "Средства достижения метапредметных результатов при переходе на ФГОС". В рамках семинара я познакомилась с метапредметными технологиями, с опытом коллег по данной проблеме. Предлагаю, коллеги. познакомиться и вам  с материалами семинара.
http://www.openclass.ru/node/282602

0

17

Дорогие коллеги, здравствуйте!   На форуме я нашла единомышленников. Хочу продолжить тему  оценивания учебных успехов учащихся, как средства развития УУД.  Введённые мной в практику уроки с применением рейтинговой системы оценки  знаний, умений и навыков позволяют сделать урок более насыщенным, разнообразить видами работ. На таких уроках каждый ученик может посчитать свой уровень подготовленности и активности, то есть рейтинг.
       Увлечённым и заинтересовавшимся учителям  предлагаю пример того, как можно на отдельно взятом уроке провести текущий (поурочный контроль) и реализовать задачу достижения осознанности каждым ребёнком своего уровня знаний и активизировать стремление повысить его.                                                                     
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ok … aemye-neft        - Методическая разработка по окружающему миру
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ru … aticheskih    - План-конспект урока по русскому языку.
          Данные приёмы   позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по проверке тетрадей, предоставляют возможность обучающимся быстро узнать свои результаты. Ученикам нравится оценивать себя, в данной ситуации претензии на необъективность контроля предъявлять не к кому. К тому же реализуется принцип 100-процентной обратной связи в  классах с любой наполняемостью.  Итоговый подсчёт рейтингового балла за урок проводится на полном доверии к ученикам. Они сами ведут подсчёты баллов и выводят свой уровень знаний по таблице.
           Моя система  поможет так же тем учителям, которые считают себя пессимистами, или не знают, с чего начать.

0

18

Спасибо, Татьяна Николаевна, за ссылку. Замечательные материалы семинара! Ваша работа вызывает уважение. И я согласна с вами, что успех внедрения новых стандартов целиком зависит от готовности учителя шире применять на практике свои наработки и опыт коллег.

0

19

В рамках преемственности в  обучении русского языка мы, учителя. работающие в среднем и старшем звене. посетили в декабре открытые уроки  русского  языка,  литературного чтения и внеурочное занятие ппо русскому языку по ФГОС  во 2-ых классах(Учителя Тёткина Г.Н. ,Косарева С.А., Данилова И,И.) Действительно, очень хорошие уроки. И учителя, и ребята -молодцы.  В марте учителя 5 классов пригласят на уроки учителей начальной школы. После этого состоится  диалог,обмен  мнениями. 
                                                                                                                                             С уважением Турилова В.А.

0

20

Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Стремительный ритм жизни требует от нас, учителей, не просто повышения качества обучения, а выведение его на новый уровень. Задача учителя- научить ребенка учиться.Следует прежде всего ориентироваться на деятельностное обучение, которое предполагает активную, творческую позицию ученика. Солидарна с Еленой Эдуардовной Бутенко в том, что учебник «К тайнам нашего языка» (СоловейчикМ.Н.)помогает  воплотить деятельностный  подход в жизнь и тем самым способствует  формированию у младших школьников различных познавательных интересов, желания и умения учиться. Решая проблемные ситуации, дети находятся в постоянном поиске, сами раскрывают секреты русского языка. В учителе они видят интересного собеседника,помощника. Считаю, что такая деятельность в форме сотрудничества  способствует успеху ребенка в обучении русскому языку.

0

21

Елена Эдуардовна, спасибо за ссылки на Ваши уроки. На своих уроках я тоже использую  приём рейтинговой системы оценки  знаний, умений и навыков при текущем контроле. Этот приём я пока  применяю на повторительно - обобщающих уроках, но не исключаю возможности применения и на других.   В начале урока сообщаю детям,что к концу урока каждый из них  сможет набрать максимум 20 баллов и поставить себе оценку за урок  по указанным критериям в зависимости от набранных баллов.
20 баллов – отлично,
16-19 баллов – хорошо,
10-15 баллов – удовлетворительно,
Менее 15 баллов – неудовлетворительно.
Учащиеся выполняют задания. правильность выполнения проверяется способами самопроверки, взаимопроверки. Этот приём активизирует учащихся на желание повысить уровень  своих знаний.

Отредактировано Фролова ТатьянаНиколаевна (2013-02-28 09:15:39)

0

22

Здравствуйте,коллеги! Внимательно ознакомилась с критериями оценки деятельности педагога ,реализующегоФГОС, теоретическими материалами. Многое прояснилось из того, что будем реализовать в нашей будущей работе. Составление технологических карт  урока ,конечно, займет много времени, ведь нужно четко продумать каждый этап урока,вид деятельности учителя и учащихся,скрупулезно все расписать и т.д. При новом ФГОС,как я поняла, изменятся и цели урока,и технология. На первых порах нам ,учителям, будет очень сложно. Кабинеты должны быть оснащены всем необходимым для проведения урока.Будем учиться,обмениваться опытом.

0

23

Уважаемые коллеги!
Мы все прекрасно знаем,что в соответствии с ФГОС уделяется большое внимание формированию универсальных учебных действий,составляющих основу умения учиться. Среди  УУД  важное место занимают регулятивные учебные действия, которые обеспечивают  умения поставить цель деятельности и оценить её результаты. Учащиеся могут научиться этому при выполнении текстовых заданий. В своей работе использую учебное пособие для учеников 5 класса  Л.Г.Ларионовой. Это пособие «Русский язык 5 класс или ЕГЭ «Шаг за шагом» органично связано с учебно — методическим  комплектом под редакцией  С.И.Львовой.  В нем представлены задания, позволяющие школьникам научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи ,учат анализировать ,сравнивать языковые явления. Форма текстовых заданий закрытого типа со множественным  познавательных и универсальных действий заставляет учащихся находится в постоянном поиске информации.
Тестовые задания выступают не только  как тренировочная практическая работа, но и как объект познания.
Тесты обеспечивают объективность оценки быстроту контроля и широкий охват материала , усвоение его ,воспитывают самооценку младших школьников, а также помогают учащимся 9-11классов в подготовке ГИА и ЕГЭ. Самое главное то ,что у учащихся формируются коммуникативные универсальные действия.

0

24

Добрый день. Согласна с коллегами, что обучение учащихся умению ставить цели и задачи, искать пути их решения, самостоятельно оценивать результаты труда важно. Это и есть формирование универсальных учебных действий. Поэтому следует продумывать новые формы работы на уроке и давать жизнь проверенным. В практике работы мы всегда использовали парные и групповые формы работы. Прекрасный урок с использованием групповой формы мы видели на семинаре в СОШ №4 (Гуторова Л.). Я тоже провожу работу в парах. Все знают, как сложно формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, сделать эту работу интересной учащимся. В своей практике использую такие виды работы: 1) "словарный диктант для соседа" (дома дети составляют словарный диктант на изученную орфограмму с пропуском букв на карточке, подписывают: "составил", "выполнил". Оценивают самостоятельно, коментируя оценку. 2) "графический диктант" - задание составляется аналогично, причём дети должны найти материал в своих учебниках по литературе, истории и т.д. Такую же карточку предлагаю составить для зачёта по теме. Ребята с удовольствием готовят такие задания-карточки. При этом развивются навыки и личностные, и общеучебные.

0

25

Уважаемые коллеги, добрый вечер!  Задача формирования новой личности невозможна  не только с традиционными подходами к обучению, но и со старыми учебниками. Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник – одно из важнейших средств обучения. Правила экспертизы учебников остаются прежними – чтобы попасть в федеральный перечень, они должны соответствовать стандарту, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается. Я прошла курсы, изучаю  документы, читаю различные публикаци, но все-таки  очень хочется узнать мнение учителей «пилотных» школ по поводу учебников. Какой учебник лучше выбрать для работы в 5 классе?

0

26

Уважаемые коллеги!                                                                                                                                                      ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы.  Однако условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога. В то же время у учителя СШ больше возможностей и способов реализации деятельностного,, практико-ориентированного подходов в образовательном процессе.
ФГОС второго поколения особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности. В условиях СШ особенно актуальны проекты с краеведческим содержанием: поиск сведений о жизни земляков, о событиях и … Многим занятиям можно придать исследовательский характер, важно привлечь детей к исследованию проблем, важных для села (производственные, социальные…).  Усилению практической направленности, реализация деятельностного подхода в образовательном процессе способствуют проведение занятий на базе предприятий, учреждений села, привлечение специалистов сельского хозяйства и работников культуры, библиотек, медиков к организации учебно-воспитательного процесса.
Для расширения контактов детей, их социального общения, важным является организация взаимодействия детей и родителей.
Тем более в концепции ФГОС особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как важными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. В условиях села – благоприятные условия. Хотя здесь, сегодня значительно больше проблемных семей, проблем в семьях, чем в городе, тем не менее, многие родители детей учились в этой школе, все взрослые и дети знают друг друга, постоянно общаются, родители хорошо информированы о том, что происходит в школе. Участие родителей в решении проблем детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка.

0

27

Доброго дня! Полностью согласна с коллегой, что при переходе на новые стандарты полностью должны измениться учебник. В этом году по истории в 5 классах я работаю по учебникам "Баласс". Это издательство специализируется на учебно-педагогической литературе развивающего типа. Учебники - отличные!

0

28

Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению исторических понятий. Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели,  схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования.  Допустим, учитель работает на уроке истории или обществознания с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, он может показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различий. Это правило можно, потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.

0

29

Здравствуйте, коллеги!
Перестраиваемся работать по –новому, задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение школьников в учебно-познавательную деятельность. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ученика на основе универсальных учебных действий.
В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Для учителей русского языка принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Для включения школьника в активную познавательную коллективную деятельность на уроках русского языка необходимо:
• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся (так, при изучении темы «Заимствованные слова» можно предложить школьникам составить словарь пользователя Сети Интернет, а на уроке по теме «Профессиональные слова» написать эссе о будущей профессии от лица опытного специалиста);
• планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов (например, при подготовке к изучению темы «Функциональные стили речи» можно разбить класс на группы и предложить каждой команде представить один из стилей, лучше – в виде компьютерной презентации; на уроке по теме «Устаревшие слова» - провести мини- исследование, связанное с прошлым и настоящим того или иного слова);
• привлекать для обсуждения лингвистический опыт учащихся (так, на уроке по теме «Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи» учащиеся должны вспомнить все ранее изученные правила постановки этих знаков препинания, привести примеры);
• оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, до сих пор применяемый на уроках русского языка недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Современный урок русского языка должен быть прежде всего развивающим. Остановимся на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.
Структура урока русского языка в технологии деятельностного подхода:
1. Организационный момент:
• включение учащихся в деятельность;
• выделение содержательной области;
2. Постановка учебной задачи:
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока;
3. «Открытие» учащимися нового:
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма действий;
4. Первичное закрепление;
5. Самоанализ и самоконтроль;
6. Итог урока, рефлексия.

Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации:
• побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом, вызывающей удивление учащихся (например, на уроке по теме «Исторические изменения в морфемном составе слова» можно предложить ученикам поработать со словом «ряха», которое в древнерусском языке означало «красивая»);
• постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у учащихся (можно, например, предложить учащимся попробовать образовать причастия от глаголов сослагательного или повелительного наклонения; образовать деепричастия совершенного вида от глаголов несовершенного вида).
Существуют следующие методы решения учебной проблемы:
• побуждающий от проблемной ситуации диалог (общее побуждение,подсказка, сообщение);
• подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока)

Необходимо использовать виды продуктивных заданий:
• формулирование вопросов по теме урока;
• создание опорного сигнала: схема, таблица, опорные слова;
• создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение, сказка.

Использование технологии деятельностного метода позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.
С уважением Любовь Михайловна Вакулина, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ с. Антоновка"

0

30

Добрый день, уважаемые коллеги.Я долго не решалась принять участие в обсуждении данной темы, ознакомилась с вашим мнением. Я не прошла курсы по ФГОС в этом году, поэтому мне интересна теоретическая и практическая сторона этого вопроса. Изучение литературы по ФГОС не даёт практических навыков, а вот живое общение, какие-то интересные подсказки по проведению урока будут очень полезны. Уважаемые коллеги, поделитесь опытом составления  технологической карты урока,рабочей программы по ФГОС. Меня интересует учебник по русскому языку и литературе, чем он отличается от нашего нынешнего. Буду рада, если кто-то откликнется.

0


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Введение ФГОС основного общего образования: » Введение ФГОС ООО: Знаем. Понимаем. Как реализовать?