Форум УО Ершовского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Методы работы с одаренными и способными детьми » Кому нужны талантливые дети? Методы работы с одарёнными детьми.


Кому нужны талантливые дети? Методы работы с одарёнными детьми.

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

« В душе каждого ребенка есть невидимые  струны.
                                                                                                                                                                   Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

                                                                                                                                                                                      В.А. Сухомлинский

В настоящее время как никогда актуально звучит заявленная тема. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка талантливого ребенка провозглашается приоритетной государственной задачей.
- Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией!
- Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода, и для работы с одаренными детьми нужны особые методы и подходы. Сегодня учителю предоставлена полная свобода педагогического творчества, позволяющая принимать самые необычные и эффективные педагогические решения. И все же формы и методы развития доминирующих способностей не должны быть стандартными, общеприемлемыми. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.  Одним из важнейших  компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научного потенциала страны, является налаженная система поиска и обучения одарённых детей.  Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача.
           Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам поделиться с нами, как Вы решаете эту задачу. Какие методы, формы и технологии Вы используете? Какие педагогические решения являются, на Ваш взгляд, наиболее эффективными?

Отредактировано Погорелова Е.П. (2013-02-20 14:13:54)

0

2

Приветствую всех участников.
По поставленной теме я хотела бы отметить следующие моменты:
Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из следующих областей:
• лидерские способности;
• общие интеллектуальные способности ;
• творческое или продуктивное мышление;
• конкретные академические способности;
• художественные и исполнительские искусства;
• психо-моторные способности.
Исходя из этого, учителю необходимо выявлять одаренных детей и уделять внимание детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта.
После выявления таких детей начинается непосредственно работа с ними.
1. Ускорение обучения (ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания того, чему учат).
Основные требования при включении детей в  учебные программы:
• дети должны быть зрелыми в социально-эмоциональном плане;
• необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие;
Ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с одаренностью к иностранным языкам. 

Ускорение в обычном классе
Ускорение прохождения стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Целесообразно использовать в начальной школе и в 5-7 классах.

Занятия в другом классе
Может быть разрешено посещение уроков более старшего класса отдельным учащимся, что требует более согласованной работы нескольких учителей. Такой перевод может быть и весьма умеренным – посещение уроков в данном классе, но в другой подгруппе, где преподавание ведется по программам углубленного изучения отдельных предметов. Например, первоклассник, который хорошо читает, может обучаться чтению во втором, третьем классе.

«Перепрыгивание» через класс
Наиглавнейшая проблема  в работе с наиболее восприимчивыми  к учению детьми – это обучение знаниям и навыкам на том уровне и с той скоростью, которые мотивировали бы ученика.

Профильные классы
Учебный процесс организуется  таким образом, что, с одной стороны, представляются самые широкие возможности для развития способностей каждого учащегося, а с другой – предотвратить перегрузку учащихся и избыточную концентрацию на «любимых предметах».

2. Обогащение обучения
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознания, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.
Это достигается   введением предметных кружков, внедрением в работу новых и инновационных  технологий: проблемное обучение; укрупнение единиц содержания за счет содержательного обогащения. 
Немаловажную роль играют  психологические курсы и развивающие программы по обсуждению жизненных ценностей и исследующие проблемы самоактуализации. Обсуждение жизненных ценностей важно для одаренных детей из-за их высоко развитых умений рассуждать, повышенной чувствительности к несправедливости  и противоречиям.
Спасибо, что дочитали до конца!
P.S.  С уважением, Спевак Н.И.

0

3

Здравствуйте, коллеги!
Одаренный ребенок-это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей удалось каким-то образом проявиться и закрепиться. а если он в силу особенностей характера застенчив или хочет "быть как все"? На мой взгляд нужна комплексная диагностика, позволяющая определить общую и специфическую одаренность, склонность к тому или иному виду творчества, поскольку в этой области у педагогов имеется определенный дефицит знаний. Ни для кого не секрет, что с одаренными детьми работать сложнее: пока еще мы испытываем потребности в учебниках и программах, в которых бы учитывались индивидуальные запросы и интересы таких детей. В своих рабочих программах мы не всегда закладываем альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.
Основными путями работы с одаренными детьми могут являться дифференциация и индивидуализация , причем обогащение обучения может быть направлено на развитие творческого мышления. Незаменимой была и, по-моему, остается такая известная техника как мозговой штурм во всех вариантах, визуализация, релаксация, медитация и т.п. Так что, коллеги, не стоит отказываться от того, что нам хорошо известно:"Don't throw the baby out with the bath water".
В настоящее время в отечественной педагогике все более популярной становится проблема коллективной учебной деятельности. Сколько бы учеников одновременно ни обучал учитель, коллективного обучения он создать не может. Коллективное обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения группы принимают активное участие все ее члены. Выделяют следующие особенности коллективной формы организации учебной работы:
1. В каждый момент общения половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников – четыре человека.
2. Каждый участник занятий является то учеником, то учителем.
3. Цель ученика – учить других тому, что знаешь или изучаешь сам.
4. Основной принцип – все по очереди учат каждого и каждый – всех.
5. Деятельность каждого ученика общественно полезна, так как он не только учится сам, но и обучает других.
6. Важная особенность обучения – полное совпадение, единство коллективных и личных интересов: чем больше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. Думаю, что многим из нас это знакомо.
THANK YOU. GOOD LUCK.

0

4

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Все мы хорошо понимаем, что представляет собой одаренный ребенок. Все мы знаем, что он требует к себе особого подхода. Однако всегда ли может учитель своевременно выявить неординарные способности своего ученика? Это хорошо, если ребенок активен, открыт и инициативен. А если нет? Я согласна с Мариной Юрьевной, что выявлению одаренности способствует мозговой штурм. Но наверняка имеются и другие методы. Какие? И второе, как эти способности приумножить и развить? Соглашусь с Надеждой Ивановной, что здесь многие методы хороши, и кое-что мы используем в своей работе. Но как это происходит в действительности? Особенно в условиях сельской школы, когда способного ученика привлекают к множеству разных предметов. Как понять, в какое русло следует направить его способности?
Уважаемые коллеги, расскажите, были ли в вашей практике случаи выявления одаренных детей. Как вы планировали свою деятельность? Какие плоды приносила эта работа? И наконец, всегда ли можно сказать "повезло" тому учителю, у которого в классе появился одаренный ребенок?

Отредактировано Любовь Геннадьевна Исаева (2013-02-25 08:20:25)

0

5

Добрый день, уважаемые коллеги!
Думаю , не секрет , что одарённых детей ( к сожалению! ) не так уж много. Но вот внимания со стороны учителя они требуют особого. Поэтому , непонятно , стоит ли  радоваться или огорчаться , если у Вас учиться  одарённый ребенок. Нужно продумывать свою деятельность так, чтобы такому ребёнку не стало скучно и  вообще заинтересовать его именно Вашим предметом, иначе его интерес может переключиться на  какой-то другой школьный предмет. Думаю , для таких детей важно создавать проблемные ситуации с тем , чтобы даже путь нахождения решений стал интересным . Наверное, в качестве одного из методических приемов можно предложить использование ролевых игр - и творчество, и обмен мнениями. Уверена , что эффективно применять просмотр видеофильмов с участием носителей языка т.к.  в данном случае соединяется аудирование и зрительное восприятие . А , может быть, ещё и  редко используемое чтение художетвенной литературы ?  Да, в  учебниках есть отрывки из  книг, но так ли часто  и в достаточном ли объёме представлен этот материал? И часто ли он находит своё применение?
   А что касается конкретных случаев , то однажды у меня был ученик , увлечённый ядерной физикой. На уроках  решал контрольные работы по данному предмету с тем , чтобы отослать их в Обнинск. А мне сказал , что сейчас английский ему не нужен, когда будет нужен , тогда он его освоит. Никакие разговоры и уговоры не помогли, пришлось продумывать и составлять план индивидуальной работы . Нужно отдать должное этому ученику- все задания , им полученные , он выполнял точно в срок и без ошибок , но на уроках только присутствовал, никогда с классом не работал. Это было много лет назад, надеюсь, его увлечение стало его профессией и английский ему всё-таки понадобился.

0

6

Здравствуйте, коллеги! К сожалению, мы уделяем внимание одаренным детям уже в среднем или в старшем звене. а учеников начальных классов упускаем.  Привлекаем их только к участию в конкурсах.  Я считаю, начинать систематическую работу с одаренными детьми нужно в младших классах и, совместно с учителем начальных классов продумывать план индивидуальной работы с такими детьми, а затем вести работу по поддержке одаренных детей на всех ступенях обучения, используя методику опережающего развития. Что касается обучения таких детей на уроках, то здесь большую помощь оказывает групповая работа, как уже отмечалось предыдущими участниками, особенно учебная групповая дискуссия как способ решения коммуникативных задач. Этот вид работы активизирует и мыслительную и речевую деятельность. Проблемные задания заставляют думать, и учащийся обучается думая, мысля.  Учащиеся овладевают навыками изучающего язык  и навыками пользователя языком. Для реализации способностей одаренных детей мы в нашей школе привлекаем учащихся к участию в олимпиадах, тематических проектах, к проведению исследовательской работы, к  участию в конкурсах различных уровней. Ученики нашей школы систематически участвуют в сетевом конкурсе "Карусель", Британский Бульдог. И эта работа приносит неплохие результаты. Ученики занимают призовые места и в олимпиадах, и в конкурсах. И интерес к изучению английского языка не проходит.

0

7

Присоединяюсь к сказанному коллегами.Хочу добавить, что  работа с одаренными  учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Неплохо бы образовывать отдельные группы или классы для обучения, но такой возможности нет, и  одаренные дети  обучаются в классах вместе с другими учащимися. Учителю необходимо   создать условия для  социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.  Для индивидуальной работы на уроке мною  используется дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня.
Что касается форм и методов внеурочной работы, то  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.   Здесь, работая в малых группах, учитель максимально реализует дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными в нашей школе стали следующие мероприятия:
• проведение олимпиад по иностранным языкам;
• научно-практические конференции;
• система факультативных и кружковых занятий . 
• проведение различных творческих конкурсов.
При работе с одаренными учащимися я, как правило, использую массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ. Они помогают сформировать все виды компетенций, необходимых для  успешного развития личности. В настоящее время активно используются  ИКТ-технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.Одаренные дети - это лучики, которые светят нам и согревают нас, их обучающих.
Спасибо.

Отредактировано Сладкова Людмила Алексеев (2013-02-22 20:20:17)

0

8

Приветствую участников нашего форума! Талантливые дети - это редкость, но их , этих "звёздочек",всегда помнишь. С ними легко работать: всё схватывают на лету. И всем педагогам они нужны, так как они сильны не только в учебной деятельности, но и во вне учебной. Таких учеников следует развивать за счёт дополнительных заданий, так сказать "грузить" их по полной программе на уроках . Но, конечно , не забывать о том,что этим деткам надо тоже отдыхать и, поэтому, я думаю, что их не следует загружать дополнительными домашними заданиями. В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

0

9

Приветствую Вас, коллеги!!!
Я думаю, что каждый учитель создает  условия для того, что бы развить неординарные способности ребёнка и проводит работу  с одаренными учащимися .
Для выявления таких «особенных» детей можно использовать такие простые методы и приемы на уроке, как ролевые игры, дискуссии, коммуникативные ситуации, и именно тогда выявляются потенциальные возможности и таланты ребёнка.
А талантливые дети, как правило, талантливы во всем, и не в одном предмете. И здесь, я считаю, важно помочь ребёнку определиться -какому же предмету всё-таки он отдаст предпочтение для более углубленного изучения. На помощь приходят технологии личностно-ориентированного обучения, такие как:
- технология  обучения в сотрудничестве;
- проектная технология;
- технология дифференцированного  обучения ;
  - технология «Портфолио»
  - ИКТ – технология
  - исследовательская технология
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, поэтому на протяжении нескольких лет не изменяю традиционным формам работы.
• Ученические конференции
• Предметные недели английского языка
• Научное общество учащихся
• Интеллектуальные конкурсы, викторины
• Предметные олимпиады по английскому языку
Именно здесь ученики проявляют свои неординарные способности, именно здесь рождается, а потом и проявляется истинный интерес к предмету и именно здесь происходит зачастую самоопределение ребёнка к тому или иному предмету, о чём я говорила выше.
Не могу не согласиться с Л.А.Сладковой, и  не сказать о пользе Интернет- ресурсов, которые помогают в дальнейшей работе с такими  детьми. Очень часто пользуемся следующими ресурсами  Интернета  для развития грамматических и лексических навыков, навыков говорения, совершенствования произношения
• wwwfluent-english.ru, (Совершенствование произношения)
http://www.fcior.edu.ru/(Отработка всех видов речевой деятельности.)
http://www.englishteachers.ru/forum/ind … wtopic=166
     (Флеш -игры и тесты по лексике, грамматике.) и др.
Полностью поддерживаю Марину Юрьевну в том, что «в  своих рабочих программах мы не всегда закладываем альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса». Но у каждого учителя, я думаю, есть свой план  работы с одарёнными детьми, который является своего рода приложением к основной рабочей программе. Но не всегда, к сожалению, удаётся его реализовать, всё по той же причине- такие дети «нарасхват».В этом году мы впервые задействовали начальную школу во Всероссийских и Международных олимпиадах, причём уже со 2 класса, о результатах пока не могу сказать , они ещё не известны, но на самом деле, Людмила Васильевна , вы правы , имеет смысл это делать.  Думаю, что все средства хороши, надо пробовать всё, иногда самые простые решения приносят неожиданный  результат.

Отредактировано Погорелова Е.П. (2013-02-23 20:09:47)

0

10

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хотелось бы заметить, что роль семьи в развитии одаренных детей занимает не последнее место.
Одаренным детям нередко бывает трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности. Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей? Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в ребенке? К сожалению, не всегда. Следовательно, работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна.
При организации работы с одаренными детьми следует:
• учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств;
• создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;
• оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата. И ещё один момент:если бы существовала КНИГА ПОЧЁТА "ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ нашей школы" - это служило бы отличной мотивацией для всех участников образовательного процесса.

0

11

Мызникова Алевтина Викторовна МБОУ "СОШ№15 с углублённым изучением отдельных предметов" г. Энгельса Саратовской области, учитель английского языка.   
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приятно вновь оказаться на вашем форуме. Тема очень интересная, и мне, как учителю близка. У меня есть всякие ученики: сильные и слабые. Конечно, с одарёнными детьми работать легко, на уроке им даёшь больше знаний, так как они всё новое усваивают быстро. В прошлом году проводили сетевую лингвострановедческую олимпиаду среди 7-8 классов, материал очень интересный, содержит много вопросов по страноведению. Хочу с вами, уважаемые коллеги, поделиться, ссылка http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-y … -8-klassov
Я полагаю, что одарённые дети - это ЗОЛОТОЙ ФОНД школы.И нам, педагогам нужно поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование -«познавательную потребность».

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неиз­вестно! И поэтому, я не навязываю ему результаты своих наблюдений или испытаний. Я,как учитель, стараюсь предоставить условия для проявления его возможностей.

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение твор­ческих проектов помогают развивать аналитические способности, формировать способность принимать решения, повышать конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать в начальной школе.

Если систему подготовки к проектированию, олимпиадам, конференциям представить в виде домика, то видно, что большая роль отводится не только личности учащегося, но и личности его учителя. Движение вперед (вверх) опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше, тем выше планка достижений.

0

12

Алевтина Викторовна, спасибо за ссылку на полезный материал. Его можно использовать при работе с одаренными и увлеченными английским языком ребятами.

0

13

Добрый день,уважаемые коллеги.   В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. Не вызывает сомнений то, что одаренные дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются в традиционной школе. Это необходимо учитывать каждому учителю и планировать свою работу с одаренными детьми так, чтобы обучение и воспитание одаренного ребенка стали способами развития гармоничной личности, а не “накачкой” его готовой информацией и знаниями.
Правильный акцент при работе с такими детьми может быть сделан только в том случае, если учителем разработана специальная программа, индивидуальная траектория развития такого ребенка, ведь многие одаренные дети, обладая нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к любому делу. Им необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и программы. Важными инструментами становятся программы тьюторского сопровождения образовательной деятельности и педагогические технологии развивающего обучения.
По моему мнению, систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:
1-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.
При обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.
каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.

0

14

Здравствуйте,уважаемые коллеги.Тема очень интересная, так как с одарёнными детьми легче работать.
Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика.На уроке мы с Вами стремимся подтянуть до программного уровня всех учащихся. Дети, опережающие своих сверстников, привлекают к себе внимание. Стремительное выполнение заданий,готовность правильно ответить на вопрос учителя- для них желанная умственная игра. Чтобы сильные, неординарные учащиеся не остались без внимания, даю творческие, разноуровневые задания, одобряю работу с дополнительной литературой, электронными носителями, нахождение нужного материала в интернете. Дополнительные учебные материалы помогают развивать их мыслительные способности, речевую активность, углубить и расширить их знания. Очень важны    предметные олимпиады, различные конкурсы, подготовка проектов. Призываю детей не бояться ошибок, так как полезнее всего относиться к ошибкам как к возможности чему- то научиться и узнать что- то новое. Стимулирую ученика, хвалю, не боюсь поставить оценку на балл выше. Это помогает. Есть у меня дети, которые в своё время начали изучать немецкий язык, но в силу обстоятельств вынуждены в настоящий момент овладевать английским языком.Они быстро догоняют сверстников, начавших изучать язык на 1-2 года раньше. Позволяю детям задавать вопросы. Если ученик чем-то интересуется,  значит он думает, а если думает, может чего- то достичь. Неизвестно, в какой области ребёнок сможет себя проявить. Согласна с Алевтиной Викторовной  и другими коллегами, что должна предоставить условия для проявления его возможностей.

0

15

Добрый день, коллеги!
Я думаю, что основные условия  успешной работы с одаренными учащимися-осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению; а также создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
     Методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться определенным своеобразием. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это создает условия для социальной адаптации одаренных детей, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
Не исключено создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам.

     Методы и формы работы можно разделить на урочные и внеурочные.
     Основной формой организации учебного процесса является урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию.
     Должны получить широкое распространение следующие формы и методы работы:
• творческие мастерские;
• групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
• факультативы;
• кружки по интересам;
• занятия исследовательской деятельностью;
• конкурсы;
• интеллектуальный марафон;
• научно-практические конференции;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

0

16

Согласна с каждым из Вас, уважаемые коллеги. Добавлю лишь, что одаренный ребенок - это, на мой взгляд, большая ответственность. Ответственность как для педагогов, так и для родителей. И если главная задача родителей поддержать ребенка в его выборе и создать условия для его полноценного развития. То учителю предстоит непосредственно обеспечить это развитие. А для того чтобы обеспечить развитие ученику, учитель сам должен успешно развиваться. Только активный, развивающийся и требовательный к себе учитель способен добиться интеллектуального и познавательного развития своего ученика. И это не пустые слова. На заседаниях РМО мы часто видим таких педагогов: ярких, неординарных, инициативных. А на муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах уже их ученики своими знаниями доказывают профессиональную компетентность этих педагогов.
         Планируя работу РМО и методическую работу в целом, мы стараемся предугадать и предусмотреть запросы наших педагогов и школьников, предлагая разноплановые мероприятия (он-лайн конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, конкурсы и пр.), направленные и на представление положительного опыта работы учителей, и на развитие  потенциала и способностей учеников. Некоторые мероприятия со временем утрачивают свою актуальность. Потребность в других возрастает.  Все названные Вами формы взаимодействия в настоящий момент очень необходимы. На мой взгляд, актуальными могут быть и мероприятия, обеспечивающие «живое общение на изучаемом языке», причем как для учащихся, так и для учителей, не являющихся специалистами (таких среди нас 47%), в том числе и в дистанционной форме.

0

17

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Большое спасибо Алевтине Викторовне из г.Энгельс за интересный материал, я им обязательно воспользуюсь!
Согласна с мнением, что неталантливых детей не бывает, нужно помочь ребёнку раскрыть свои способности. Для выявления и развития способностей детей необходимо организовывать дополнительные мероприятия, выходящие за рамки урочной деятельности: предметные кружки, научные общества и т.д. Для развития творческих способностей необходимо обеспечить ребёнку конкурентно активную среду: предметные олимпиады различных уровней, интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы, науные конференции. Большие возможности для развития способностей детей содержатся в такой форме, как исследовательская работа.Учитель всегда рад, когда среди его учеников есть "таланты" - ведь открываются возможности участия вконкурсах, олимпиадах высокого уровня. Да, это всё хорошо. Но с другой стороны, работая с одарёнными детьми, учитель должен быть готов к неординарным ситуациям, создающими такими детьми: ответить на нестандартный вопрос, порой даже не по теме, быть готов перестроить свой урок, разрешить конфликтную ситуацию, ведь у одарённых детей, мыслящих нестандартно, очень часто возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, так называемые в научной литературе "проблемы межличностной коммуникации". Поэтому одарённые дети, как и "проблемные", требуют постоянного внимания со стороны педагога, а также его постоянного совершенствования методической системы работы. Мне, как учителю, нравится работать с одарёнными детьми, хотя это сложно и ответственно (как отметила Любовь Геннадьевна). Как я выстраиваю свою работу? Мотивирую таких детей на участие во внеурочных мероприятих, конкурсах, научных конференциях, помогают индивидуальные занятия с акцентом на самостоятельную работу детей с материалом, а ещё помогает мне юмор и нестандартные ситуации, которые я тоже умею и люблю создавать на своих уроках!
Всем удачи, здоровья, терпения и оптимизма!

0

18

Добрый день, уважаемые коллеги!
Поддерживаю мнение всех участников конференции и согласна с  Е.П. Погореловой в том, что в работе с одаренными детьми необходимо применять все перечисленные  ею технологии, которые очень точно исходят из новых условий жизни: «Жизнь как постоянное учение» (уметь учиться), «Жизнь рядом с другими людьми» (уметь взаимодействовать), «Жить, чтобы самосовершенствоваться: в профессии, окружающей среде, в душе» (уметь думать, размышлять).
Вот уже второй год я веду кружок немецкого языка для старшеклассников и одаренных детей, увлекающихся языком. Убеждена, что и по сей день наиболее плодотворным методом изучения языка является работа с современным аутентичным материалом. Хорошим подспорьем для меня служит работа с журналом «Vitamin de», девизом которого является призыв «Учи немецкий с «Витамин.де». В нем можно найти интересный материал практически ко всем темам, изучаемым в 7-11 классах: много страноведческой информации, интересные публикации, освещающие различные стороны жизни немецкой молодежи, сведения из истории Германии, международные отношения и многое другое. Самое главное с ним очень удобно работать и очень легко ориентироваться: все типы заданий помечены в оглавлении, там же указан уровень сложности (А2, В1, В2-С1). Есть интернет-версия журнала: можно в режиме онлайн слушать тексты для аудирования, музыку, песни, принять участие в викторинах и конкурсах,  есть и готовые рабочие листы для учащихся, которые можно распечатать и использовать в работе. У ребят повышается мотивация к изучению  языка, значительно расширяется синонимический ряд, потому что все разъяснения (на каждой странице) даются на немецком языке. Есть так же и вкладыш  с переводом новой лексики  на русский язык. “Vitamin de” можно выписать (4 номера в год).
Адрес сайта: wwwvitaminde.de
Много интересных мероприятий для учителей немецкого языка, школьников и студентов проводит Немецкий центр в г. Саратове. Он работает совместно с Гете-институтом (Мюнхен), ежегодно разрабатывает план мероприятий, в которых можно принять участие. Запись на мероприятия проводится ежемесячно. Конечно не всегда мы можем присутствовать (в силу материальных затрат), но вот принять участие в заочных конкурсах нам под силу.  Моя ученица 8 класса, Крюкова Дарина, принимает участие в конкурсе переводчиков художественной литературы “LeWiS” – Lesen-Wissen-Spass, финал которого будет в июне 2013 года.
Адрес сайта: wwwsounb.ru  Вкладка Немецкий читальный зал
Всем успехов, удачи, оптимизма!

0

19

Здравствуйте, коллеги.
Заявленная тема проста и понятна, но вместе с тем сложна.
Мы понимаем, что выявлять одаренных и работать с ними нужно. Теоретически мы знаем и этапы, и направления, и формы работы, и, конечно же,  используем их в своей работе. Но какие бы современные методики и технологии обучения мы ни применяли, как бы ни стремились создавать атмосферу общения в учебном процессе – результаты всего этого будут   незначительными, если одаренный ученик сам не захочет овладеть иностранным  языком.
Ведь одаренный  и способный ребенок - это не одно и то же. В основном, способные дети проявляют интерес и мотивированы на изучение иностранного языка. Их мы наблюдаем на муниципальной олимпиаде и конкурсах, они радуют нас своими успехами и победами.
А одаренные они особые, неординарные. Одаренность такого ребенка проявляется не в одной области. И самое обидное, что они выбирают не наш предмет зачастую.
На муниципальном этапе олимпиады в 9-11 классах мне запомнился своими ответами девятиклассник из школы №3. Одаренность налицо, не нужно специальных методов, чтобы ее выявить. Но, как мне показалось, английский не его выбор.
В моей практике тоже было несколько таких учащихся, но заинтересовать их английским так, чтобы они развивали свой талант именно в этом предмете, мне не удалось. Нужны какие-то новые подходы в работе с этими детьми.

0

20

Добрый вечер, коллеги! Тема для меня очень сложная! Не так много опыта в этом. Поэтому мне и поделиться- то нечем. Просто я всегда использую на своих уроках больше игр, сценок, составление и инсценировку диалогов. Также применяю ИКТ на уроках и это очень детям нравится. Я считаю, что у ребенка должен быть уже талант или одаренность от Бога! Ну а мы с вами, учителя, просто должны дальше его развивать в той или иной области. Ну у меня таких пока еще не выявилось детей. Но я на это все-таки надеюсь, хотя есть много учащихся, которым нравится английский язык. Буду дальше продолжать мотивировать их, используя разные методы работы, надеюсь в скором времени будет результат. Спасибо за внимание!

0

21

Уважаемые коллеги! Тем наша работа и привлекательна, что она такая многогранная, здесь есть всё: двоечники  и отличники, очень способные и «неуспевающие», даже талантливые. Только Ломоносовы попадаются раз в тысячу лет, пробиваясь с рыбным обозом, в валенках даже из Холмогор. Методы работы с разными детьми очень разнообразны, каждая мелочь играет роль: социум, личность учителя и его стиль, родители, мотивация, школа и многое-многое другое. Мы пользуемся разными методиками, в течение десятилетий уже выработали собственные, но…
Я простыми словами расскажу сейчас забавную историю, с которой столкнулась сама. Волею обстоятельств и директора школы у меня оказался класс, состоящий из 3 человек: два мальчика и одна девочка со справкой (коррекц. тип 8). Мальчики – умники, приблизительно одного уровня развития, одного уровня  подготовленности, почти одинаковых способностей, почти одинаковые семьи и т.д. Это был 9 класс. Я так загорелась, увидев перед собой необъятное поле деятельности, составила две рабочих программы (одну для проверяющих, другую – настоящую, по которой я с первого сентября буду работать со своими одарёнными детьми). Наступает сентябрь. Поделилась с ребятами своими мыслями:
- «Ребята, хотите знать английский на «5»?» 
- «Хотим! Ура!»
Глаза загорелись, мелькнула, мелькнула искорка интереса. Я дальше веду разговор, начала перечислять: «Для этого нужно :  ежедневно читать… заучивать… составлять… выписывать… слушать… разговаривать и т.д. и т.п.» Искорка благополучно погасла в глазах, прозвучал ответ:
- «Нет, не надо. Нам достаточно тройки».
Прошло несколько лет. Оба стали успешными «торгашами» (английский язык мы довели до «4»).
И ещё. Я убедилась, что для раскрытия таланта по иностранному языку, в начальных классах надо сконцентрировать внимание на повышении эффективности преподавания, особенно русского языка  и математики, так как от степени овладения ими зависит успеваемость по многим другим предметам. Да, да, да. 
Желаю всем найти и дать дорогу ТАЛАНТУ!

0

22

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я считаю, что в работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:
  1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся  трудностей, умеющих находить  способы решения поставленных перед ними задач.
2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах
3.Разработка личностно ориентированного  подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия, проектная и исследовательская деятельность, позволяют поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

0

23

Наверное, Елена Владимировна Емельянова права в том, что способности и одаренность - понятия различные. Возможно, права и Надежда Ивановна Спевак, считая, что одаренных детей - единицы.
Мне хочется напомнить Вам, коллеги, о существовании двух крайних точек зрения: «все дети являются одаренными»«одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них считают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для их оппонентов одаренность является уникальным явлением, и в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
К какой точке зрения относитесь Вы, уважаемые коллеги?

Отредактировано Любовь Геннадьевна Исаева (2013-02-26 14:40:00)

0

24

Да, «школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность», - так нам постоянно твердили на лекциях в университете (И.С. Якиманская).
А если раскрывается что-то безобразное, криминальное? То, чему нельзя давать развиваться?
Я считаю, что с одарёнными детьми:
- во-первых, должна быть специальная учебная программа;
- во-вторых, наличие и свободное использование источников (не так, как в этом году ввели спецкурсы по предметам, а учебников НЕТ);
- в-третьих, не каждый учитель может работать с одарёнными детьми, здесь, кроме личных качеств, нужна послевузовская подготовка. Важно, как выявлять одарённых детей; как обеспечить условия развития одарённости; как развивать творческие способности, как сделать, чтобы процесс развития одарённых детей был непрерывным (преемственность в цепочке 2-11 классы); как совершенствоваться учителю и корректировать свою деятельность в работе с одарёнными детьми?
Здесь очень много вопросов. Как распознать одарённых детей? Кто они? Какие они? Как их учить? Являются ли академические знания показателем одарённости? Мы в школе сталкиваемся чаще всего с последним. Чуть лучше, чем другие, отвечает ученик – уже хорошо. Но в любом случае требуются дополнительные затраты времени, душевных сил, нервов и материальных средств самого учителя.
Всем успехов.

0

25

Я согласна с Погореловой Е. П. в том, что одарённых детей не так уж и много. Тем более, что каждый учитель- предметник старается привлечь таких детей к участию в конкурсах. Но,тем не менее,мы должны выявлять таких детей как можно раньше, что мы сейчас и делаем, и работать с ними в течение всего периода обучения в школе.

Елена Павловна, спасибо за ссылки в интернете.

0

26

Здравствуйте, коллеги. Познакомилась с разными мнениями по вопросу одаренности. Очень интересные мысли высказаны Надеждой Ивановной Спевак. Согласна, что "не каждый учитель может работать с одарёнными детьми".
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем   речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность. Способность и одаренность - разные категории. Способности - это  индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.Талант - это  выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной области, в изучении отдельного предмета или нескольких, а необязательно во всех сферах. Конечно, вопросов в данной теме очень много, и мнений много. Спасибо.

Отредактировано Сладкова Людмила Алексеев (2013-02-26 19:28:37)

0

27

Из СМИ узнала, что в Саратовской области Министерством культуры проводится КОМЛЕКС МЕР в рамках реализации программы по поддержке одаренных детей и молодежи, и складывается из двух взаимосвязанных направлений, о которых мы  сейчас ведём речь: 1. выявление и поддержка одаренных детей, а также их ранняя профессионализация;
2. методическое обеспечение и поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
У нас же в образовании такой программы НЕТ, и педагоги прилагают максимум усилий  для реализации вышеуказанных пунктов.
Думаю, что всё-таки в каждом учреждении должен существовать банк данных по талантливым и одаренным детям (хоть их и на самом деле единицы). А кроме всех перечисленных коллегами методов, для диагностики потенциальных возможностей детей привлекать  ресурсы психологов, согласна с Надеждой Ивановной Спевак по поводу преемственности. И ещё, мы забываем о поощрении одаренных детей - грамота в лучшем случае. Мне кажется, могут быть и публикации в СМИ, и  премии  или стипендии администрации школы  «Ученик года». Для нас, педагогов, может быть обучающие семинары  по вопросам работы с такой категорией детей.

0

28

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Я рада была познакомиться с вашими мнениями о работе с одарёнными детьми. Конечно же, процесс цивилизации нашего общества зависит от людей творческих, людей одарённых. И наша задача - сохранить и развивать одарённость каждого. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога.
В связи с заданной темой, возникает ряд вопросов: как выявлять одарённых детей и как с ними работать? Что характеризует итог успешной работы с одарёнными детьми? Взять за основу победы в олимпиадах? Но это ещё не говорит о позитивном опыте работы с одарёнными детьми. Я думаю, мы должны научиться распознавать их, а потом уже работать с такими детьми. Но это очень сложно, ведь эти дети необычные, нестандартные, требующие повышенного внимания к себе. Думаю, что одарённые дети на самом деле нужны самим себе, чтобы развиваться и реализоваться, быть полезными обществу и человечеству. Они нужны государству, на них вырастают и наука, и искусство, и спорт. А с другой стороны, одарённому ребёнку тяжело, когда он чувствует, что от него все ждут хороших результатов. А это большой груз ответственности. Тем самым, мы вешаем ярлыки на одарённых детей, а это я думаю, мешает их развитию. Считаю, что не стоит говорить детям о том, что они одарённые, а нужно просто создавать им развивающую среду.

0

29

Спевак Надежда Ивановна написал(а):

Я считаю, что с одарёнными детьми:
- во-первых, должна быть специальная учебная программа;
- во-вторых, наличие и свободное использование источников (не так, как в этом году ввели спецкурсы по предметам, а учебников НЕТ);
- в-третьих, не каждый учитель может работать с одарёнными детьми, здесь, кроме личных качеств, нужна послевузовская подготовка. Важно, как выявлять одарённых детей; как обеспечить условия развития одарённости; как развивать творческие способности, как сделать, чтобы процесс развития одарённых детей был непрерывным (преемственность в цепочке 2-11 классы); как совершенствоваться учителю и корректировать свою деятельность в работе с одарёнными детьми?
Здесь очень много вопросов. Как распознать одарённых детей? Кто они? Какие они? Как их учить? Являются ли академические знания показателем одарённости? Мы в школе сталкиваемся чаще всего с последним. Чуть лучше, чем другие, отвечает ученик – уже хорошо. Но в любом случае требуются дополнительные затраты времени, душевных сил, нервов и материальных средств самого учителя.
Всем успехов.

Надежда Ивановна, все именно так, 100%!  :dontknow:

0

30

Уважаемые коллеги, подведем итоги.
Муниципальная конференция по теме "Кому нужны талантливые дети? Методы работы с одаренными детьми" проводилась в период с 20 по 26 февраля 2013 года. В ней приняли участие 17 педагогов, из них 16 педагогов ОУ нашего района и 1 учитель ОУ г. Энгельса. За время проведения конференции участниками форума были высказаны различные мнения и очень интересные мысли по теме конференции. Отрадно, что педагоги понимают значимую роль учителя в развитии способностей обучающихся, что в школах создаются благоприятные условия для реализации этих способностей. Участниками конференции были предложены всевозможные методы и формы работы с одаренными учащимися. В ходе общения, я думаю, мы ответили на вопрос "Кому нужны талантливые дети?". Эти дети, "звездочки", как вы их здесь назвали, нужны каждому из нас. Активно поднимаясь на вершину знаний, они выполняют роль зажигалочек, подталкивают всех нас к стремлению развиваться и совершенствоваться.
Я благодарю Вас, коллеги, за участие, за Ваше мнение, за Вашу работу. Желаю Вам творческих успехов и  профессиональных свершений. Ищите таланты и достигайте вместе с ними самых высоких вершин!
Сертификаты участников конференции находятся здесь.
До встречи на страницах форума! :flag:

Отредактировано Любовь Геннадьевна Исаева (2013-02-28 10:03:48)

0


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Методы работы с одаренными и способными детьми » Кому нужны талантливые дети? Методы работы с одарёнными детьми.