Форум УО Ершовского района

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Актуальные вопросы преподавания » внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 9-11классов


внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 9-11классов

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Учебный
Ершовского района Саратовской области»




ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

«НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ…»

Внеклассное мероприятие по литературе
для учащихся 9-11 классов



Автор: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Чаленко Вера Глебовна















Литературная гостиная «Нам не дано предугадать…»
(по творчеству Ф.И. Тютчева)

Цель: расширение знаний по жизни и творчеству русского поэта;
            обучение выразительному чтению;
           воспитание чувства гордости за национальную поэзию
Оборудование: свечи, столы, покрытые бархатной тканью, компьютер, мультимедийное устройство, диски с классической музыкой, презентация по жизни и творчеству Ф.И.Тютчева.

Ход мероприятия.
Зал оформлен в виде старинной гостиной. На задней стене висит портрет Ф.И.Тютчева. По ходу мероприятия показывается презентация.
Звучит музыка,  пары танцуют вальс.

За кадром звучат слова :
                                           Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется-
                                           И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

Библиограф №1:
Федор Иванович Тютчев… Ему была суждена долгая жизнь: отрочество пришлось на Отечественную войну 1812года, в зрелости он пережил катастрофу Крымской войны(1853-1856), а затем до самой своей кончины в 1873 году был одним из видных деятелей внешней политики России.

Библиограф №2:
Федор Иванович Тютчев родился в 1803году в родовом отцовском имении Овстуг Орловской губернии. Тютчевы- старинный дворянский род. Тютчев получил хорошее домашнее образование. Юные годы провел в Москве. В 1821 году закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в Министерство иностранных дел.

Библиограф №1:
Получив в 1821 году кандидатскую степень, Тютчев на следующий год был отправлен в Петербург на службу в государственную коллегию иностранных дел и том же году уехал за границу со своим родственником- графом фон Остерманом- Толстым, который пристроил его сверхштатным чиновником русской миссии в Мюнхене. За границей он прожил, с незначительными перерывами, двадцать два года.

Чтец:
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!-
Творенью пир дает природа,
Свиданья пир дает сынам!..

Дух силы, жизни и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в сердце пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как бога животворный глас!..

Где вы, Гармонии сыны?..
Сюда!.. и смелыми перстами
Коснитесь дремлющей струны,
Нагретой яркими лучами
Любви, восторга и весны!..

О вы, чей взор столь часто освящен
Благоговения слезами,
Природы храм отверст, певцы, пред вами!
Вам ключ к нему поэзией вручен!

В парении своем высоком
Не изменяйтесь никогда!..
И вечная природы красота
Не будет вам ни тайной, ни упреком!..

Как полным, пламенным расцветом,
Омытые Авроры светом,
Блистают розы и горят-
И Зефир - радостным полетом
Их разливает аромат,-

Так разливайся жизни сладость,
Певцы, за вами по следам!
Так порхай ваша, други, младость
По светлым счастия цветам!..

Библиограф №2:
Было бы серьезной ошибкой воображать, что Тютчев, проведший двадцать два года в Мюнхене, был в течение всего этого времени погружен в германскую стихию. Несомненно, он перечитал изрядное количество немецких писателей, часто виделся с Гейне, беседовал с Шеллингом, но разговоры всегда велись по-французски.

Библиограф №1:
Именно в Германии молодой Тютчев пережил пылкое увлечение Амалией Лехтенфельд, с которой познакомился в 1822году и которой посвятил «Я помню время золотое» и «Я встретил Вас- и все былое…»

Звучит  романс «Я встретил Вас» в исполнении С.Захарова

Библиограф №2:
В 1825 году Амалия вышла замуж за русского дипломата барона А.С. Крюденера. «Боже мой, зачем ее превратили в созвездие… она была так хороша на этой земле».

Чтец:
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака. ушла-
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его - лови скорей!
Смотри - оно уж побледнело,
Еще минута, две - и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

Библиограф №1:
5 марта 1826 года Тютчев женился на баварской аристократке, вдове Элеоноре Петерсон.
В 1833 году Тютчев по собственному желанию был отправлен «курьером» с дипломатическим поручением на Ионические острова, а в конце 1837 года- уже камергер и статский советник- он, несмотря на свои надежды получить место в Вене, был назначен старшим секретарем посольства в Турине. В конце следующего года скончалась его жена.
Библиограф №2:
В 1839 году Тютчев вступил во второй брак с баронессой Дернберг; подобно первой, вторая жена его не знала ни слова по-русски и лишь впоследствии изучила родной язык мужа, чтобы понимать его произведения. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

Библиограф №1:
За это время его поэтическая деятельность не прекращалась. Он напечатал в 1829-1830годах несколько превосходных стихотворений в журнале «Галатея» Раича, а в «Молве»(1833г.) появилось его замечательное «Silentium!», лишь много позже оцененное по достоинству.
Чтец:
           Silentium?

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои-
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей-
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!.. 

Библиограф №2:
Летом 1844 года была напечатана первая политическая статья Тютчева – «Россия и Германия». Тютчев доказывал, что Россия- особый мир, с высшим духовным призванием, перед которым должен со временем преклониться Запад.

Звучат строки (за кадром)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить.

Библиограф №1:
Уладив дела по службе, Тютчев переселился с семьей в Петербург. Тютчеву были возвращены его служебные права и почетные звания. Затем поступило назначение состоять по особым поручениям при государственной канцелярии. Эту должность он сохранил и тогда, когда был назначен старшим цензором при особой канцелярии Министерства иностранных дел.

Библиограф №2:
В петербургском обществе Тютчев имел большой успех. Федор Иванович слыл в аристократических салонах светским львом, несмотря на что, что был дурен собой, неуклюж, небрежно одет и рассеян. Все это исчезало, когда он начинал говорить.

Чтец читает отрывок из воспоминаний писателя Погодина: «Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались,  одетый небрежно…  Вот  он входит в ярко освещенную залу, музыка гремит, бал кружится в самом разгаре… Старичок пробирается нетвердой поступью близ стены… Из угла прищуренными глазами  окидывает все собрание. Он ни на чем и ни на ком не остановился, как будто б не нашел, на что бы нужно обратить внимание… К нему подходит кто-то и заводит разговор. Он отвечает отрывисто, сквозь зубы… Подошедший сообщает новость, только что полученную, слово за слово его что-то задело за живое, он оживляется, и потекла потоком речь увлекательная, блистательная, настоящая импровизация».
Чтец:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья

Библиограф №1:
Его ум не старел с годами, не старело и сердце. На всю жизнь Тютчев сохранил способность к безрассудной, не помнящей себя, слепой любви. Его стихи и в самую позднюю пору дышат юношеской страстью, а ведь  сердце, по всем человеческим законам должно было бы устать от бесчисленных увлечений.

Библиограф №2:
Тютчев оставил нам прекрасный цикл поздних любовных стихотворений, связанных с именем женщины, столь самозабвенно и горячо им любимой. Образ Е.А.Денисьевой, прожившей недолгую и не очень счастливую жизнь, нашел гениальное воплощение в посвященном ей поэтическом памятнике. Эти стихи образуют как бы лирический роман, обладающий единым внутренним движением. В этом «романе» все- живая боль, все «горит и жжет», потрясает правдой и обнаженностью чувств.

Чтец: 
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Библиограф №1:
То немногое, что нам известно о характере Елены Александровны Денисьевой, позволяет считать ее человеком религиозным. Строки Тютчева, написанные после смерти Елены Александровны, подтверждают это заключение.

Чтец:
О Господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней,-
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.

Библиограф №2:
Ее религиозность во многом способствовала перелому в мировоззрении Тютчева, в его духовной жизни. Следует отметить, что, кроме любви к Денисьевой, другим глубинным мотивом обращения к Богу могло быть также и потрясение, испытанное Тютчевым в результате событий 1848года(революция во Франции). Недаром в 1848году друзья всерьез опасались за его здоровье- настолько остры были переживания поэта в связи с революционными бурями. После того, как умерла Денисьева, хаос духовный не утих, напротив -усилился.  И революция во Франции, и вспыхнувшая вновь «посмертная любовь» к Денисьевой, и тяжелые потери других близких – брата и детей, в том числе взрослой дочери,- заставляют не раз звучать в стихах Тютчева мотив скоротечности земного и любимого.

Чтец:
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века-
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Библиограф №1:
Мало кто сейчас не знает этих замечательных строк о любви:
Я встретил Вас- и все былое
В отжившем сердце ожило,
Я вспомнил время золотое-
И  сердцу стало так тепло…

Тютчевым  владело чувство, которое он бережно нес в себе столько лет и в котором не побоялся признаться на самом краю жизни. И обращено оно было к Амалии Максимилиановне Крюденер.

Библиограф №2:
Они познакомились во второй половине 1823 года, когда приписанный сверхштатным чиновником к русской дипломатической миссии в Мюнхене двадцатилетний Федор Тютчев освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще являться в свете. Пятнадцатилетняя девушка взяла под свое покровительство воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Теодор (так звали здесь Тютчева) и Амалия совершали частые прогулки по зеленым, полным древних памятников улицам Мюнхена, по дышащим стариной предместьям…

Библиограф №1:
Взаимоотношения  Амалии с Ф.И.Тютчевым, продолжавшиеся целых полвека, говорят о том, что она сумела оценить поэта и его любовь. Но она или не могла, или не захотела связать с ним свою судьбу. Время покажет, что ни она, ни он не забудут своей привязанности. Судьба еще дважды подарила Амалии и Федору Ивановичу дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их долгой привязанности.

Библиограф №2:
Прогулки с пожилой, но все еще сохранившей привлекательность графиней, вдохновили поэта на написание одного из самых прекрасных стихотворений.  26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он на одном дыхании написал свои бессмертные стихи, посвященные дружбе-любви, прошедшей через всю жизнь.   

Чтец: Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Библиограф №1:
Последняя их встреча произошла 31 марта 1873 года, когда у своей постели уже разбитый параличом поэт вдруг увидел Амалию Максимилиановну. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. Он долго молча на нее смотрел, не произнося от волнения ни слова.

Слова за кадром:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется.

 

















Использованная литература.
1. Стихи Ф.И.Тютчева. Москва, 1990г.
2. Ф.И.Тютчев. Биография.
3. Internet-ресурсы.

0

2

Путешествие-викторина по литературе (для учащихся 9-10 классов).
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.
Д.Самойлов.
Оформление. Выставка книг А. С. Пушкина и литература о нем, портрет Пушкина.
Звучит вальс Г.В. Свиридова из кинофильма «Метель».
Учитель. Дорогие ребята! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы совершим воображаемое путешествие по страницам пушкинских произведений.

1. В журнале «Вестник Европы» было опубликовано первое стихотворение А.С. Пушкина «к другу». Сколько лет было поэту?
(13 лет, 15 лет, 17 лет)
2. О ком писал А.С.Пушкин:
Его стихов пленительная сладость,
Пройдет веков завистливую даль?
(о В. Жуковском, о М.Ломоносове, о Г. Державине)
3. Кому из своих друзей – декабристов А.С.Пушкин послал стихотворение «В Сибирь»?
Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
( И. Пущину, А.Чаадаеву, С. Волконскому)
4. В 1835 году А.С.Пушкин писал:
…Вновь я посетил тот уголок земли,
Где я провел изгнанником два года незаметных.
О каком «уголке земли» говорит поэт?
( Михайловское, Болдино, Тригорское)
5. Встречу двух поэтов - Пушкина и Державина- изобразил на своей картине « Пушкин на лицейском экзамене» великий русский художник. Назовите автора этой картины.
( В. Тропинин, Н. Ге, И Репин)
6. Москва…Как много в этом звуке для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Откуда эти строки?
( «Евгений Онегин», «Элегия», «Прощание»)
7. Кем был создан знаменитый памятник А. С. Пушкину, который находится В Москве на площади Пушкина?
( Скульптором А. Опекушиным, М. Аникушиным, О. Комовым)
8. О каком из портретов А. С. Пушкин сказал:
Себя, как в зеркале, я вижу,
но это зеркало мне льстит?
( о портрете О. Кепренского, П. Соколова, В. Тропинина)
9. Какую оперу на сюжет произведения А. С. Пушкина создал П. Чайковский?
( «Мазепа», «Пир во время чумы», «Руслан и Людмила»)
10. В своем стихотворении, посвященном невесте, Пушкин выразил свою заветную мечту, надежду на счастье. Как называется стихотворение, посвященное юной Наталье Николаевне Гончаровой?
(«Мадонна», «Муза», «Возрождение»)
11. Как известно, на листах рукописей Пушкина встречаются женские профили. В каком головном уборе чаще всего поэт изображал своих героинь?
(Шляпка, шаль, чепец)
12. Кто из героев Пушкина, когда был не в духе, насвистывал: « Гром победы раздавайся»?
( помещик Троекуров – «Дубровский», Помещик Дмитрий Ларин – «Евгений Онегин», Алексей Швабрин «Капитанская дочка»)
13. кто из героев Пушкина имел шапку –невидимку?
( царь Додон- «Сказка о золотом петушке», Черномор – «Руслан и Людмила», Князь Гвидон – «Сказка о царе Салтане».
14. В каком произведении Пушкина природа описана следующими строками:
Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приятная краса,
И струй, и тополей прохлада…
(поэма «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан»)
15. Кто из возлюбленных Пушкина подарил ему на память талисман – перстень с сердоликом?
( Анна Петровна Керн, Елизавета Ксаверьевна  Воронцова, Анна Алексеевна Оленина)
16. В 1827 году Пушкин просит руки одной дамы. Ей он посвятил строки:
В жару сердечных вдохновений,
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений…
Назовите имя этой женщины.
( Елена Михайловна Завадовская, Наталья Николаевна Гончарова, Анна Алексеевна Оленина)
17. Сколько лет было Анне Петровне Керн, когда она познакомилась с Пушкиным?
(19 лет, 21 год, 25 лет)
18. Какой породы был жеребец у Онегина?
( Ахалтекинской, донской, арабской).
19. Как в дальнейшем сложилась жизнь Ольги Лариной после гибели Ленского?
(Ушла в монастырь, вышла замуж, уехала путешествовать)
20. Кто из действующих лиц романа «Евгений Онегин» похож на «Мадонну» Ван Дейка?
(Ольга Ларина, Татьяна Ларина, Прасковья Ларина – мать)

… в чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой мадонне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
21. Для героини поэмы «Полтава» Пушкин выбрал имя «Мария». Какое настоящее имя дочери Кочубея?
( Оксана,  Матрена, Елена)
22. Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все слова твои, и добрые, и злые, -
Все было лишь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Так метко охарактеризовал Ф. И. Тютчев одного из императоров времен Пушкина. О ком эти строки?
( Павел I , АлександрI , Николай I ).
23. Кому принадлежат эти строки:
Любви все возрасты покорны,
Ее порывы благотворны…
( Ф. Тютчев, М. Лермонтов, А. Пушкин)
24. В. И. Даль – писатель – фольклорист, автор знаменитого «Толкового словаря», помогал Пушкину в Оренбурге собирать сведения о Пугачеве. Кем был Даль по образованию?
(юрист, врач, филолог.)
25. Назовите литературно – поэтическое общество Петербурга, собиравшегося у  Н. Всеволожского и Я.Толстого. Весной 1819 года его участником стал Пушкин.
(«Зелена лампа», «Беседы любителей русского слова», «Современник»)
26. Где родился А. С. Пушкин?
( Петербург, Москва, Таганрог)

27.  Назовите выдающегося историка к.18 н.19 века, с которым был знаком Пушкин.
( В. Ключевский, Н. Карамзин, С. Соловьев)
28. В 1831 году вышла из печати первая книжка Н. Гоголя, которая «изумила» Пушкина. В рецензии на нее он писал: «Вот настоящая веселость…А местами какая поэзия!» Как называлась книга?
(«Нос», «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
29. Многие поэты посвящали Пушкину свои стихи. Назовите поэтессу, которой принадлежат следующие строки:
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?
( М.Цветаева,  А. Ахматова, Б. Ахмадулина)
Заключительное слово учителя.
На этом наше путешествие заканчивается. Все участники молодцы!
Вы показали сегодня достаточно хорошие знания творчества Пушкина.

0

3

МОУ «Средняя общеобразовательная школа села Красный боец Ершовского района Саратовской области»



Литературная гостиная
«Я ещё, конечно, вернусь…» (посвящённая творчеству В.Высцкого,
для учащихся 8- 11 классов)

Учитель: Фролова Татьяна Николаевна

   Звучит песня «Белое безмолвие» Владимира Высоцкого.
Ведущий1: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа
                    И режут в кровь босые ноги…»
     Эти строки принадлежат В.Высоцкому, с творчеством и  судьбой которого мы познакомимся сегодня. Эта встреча не дань моде, а дань памяти. Память о человеке, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени. Памяти В.Высоцкого посвящается…
      Владимир Семёнович Высоцкий… Он не вошёл, а ворвался буквально в искусство в начале 60- годов. Это было время рождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее: физики или лирики? Впрочем, пели и читали все: и лирики, и физики. И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи.
    Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визборга и Юлия Кима. Следующим стал Высоцкий. Его голос звучал по всей стране. Он не просил, чтобы его слушали, не повторял самого себя и не требовал стадиона. Он был личностью и гражданином. И несла его по жизни не волна , а совесть поэта- гражданина, да романтическая вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал стихи, песни своим сердцем, всей своей большой личностью.

Ведущий 2:       Родился Владимир Высоцкий в 1938 году в семье офицера. Мать любила театр и с самых- самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и сказалось на сыне увлечение актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты. После войны он некоторое время жил с отцом и мачехой в Германии. В этой семье его очень любили, не меньше любила его и мать, к которой он переехал в Москву. Владимир окончил школу и поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Но очень скоро понял, что истинное призвание в другом.
       Высоцкий выдержал конкурс в школу студию МХАТ и после её окончания стал работать в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина. Потом, когда в 1964 году открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П. Любимова, молодой актёр пришёл туда и проработал до конца жизни. Высоцкий не затерялся среди молодых талантливых артистов. Уже после первого спектакля «Павшие и живые» по пьесе В.Розова Высоцкий вошёл в число ведущих артистов театра. Люди ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актёра в роли Гамлета, Галилея, Хлопуши.
          Высоцкий играл 25-30 спектаклей в месяц, не чувствуя усталости. Во многих спектаклях он пел свои песни.
Ведущий 3:   Пел и вне сцены – в кинофильмах, на эстраде, перед огромной аудиторией или в дружеской компании.
           Песенный его репертуар невероятно богат. Он включал и лирические миниатюры в медленном темпе, полные доброты, и сатирические вспышки, требующие редких тонов, огромной динамики, внутреннего напряжения, бешеных ритмов, стремительных взлётов.
          Открытый, душа на распашку, он на самом деле не  любил откровенничать о себе, не выносил, когда его к этому принуждали. Песня «Я не люблю» летела в зал прямым признанием об этом.
( Звучит песня « Я не люблю» в исполнении Высоцкого.)

Ведущий4:         Многие пытались объяснить секрет популярности Высоцкого. Эта тема интересовала и будет интересовать всех, кто занимается изучением его творчества. Юрий Трифонов назвал Высоцкого биографом своего времени, охватившим все важные и болевые точки в истории и жизни народа. У Высоцкого неуемная энергия. Он много репетировал, писал. Мог работать сутками, не смыкая глаз, и при этом чувствовать себя, как рыба в воде, быть жизнерадостным, агрессивным, напористым. Драматург Эдуард Володарский вспоминает: «У этого человека была просто дьявольская работоспособность. Словно в один день своей жизни он умудрялся прожить 5, если небольше…»
Он любил восхищаться друзьями, хвалить их, часто преувеличивать их достоинства, он умел любить. Он тянул друзей на свою высоту. Недаром и прозвище среди друзей имел «Высота». Он жил в быстром темпе. Был человеком сильной воли, увлекался альпинизмом. Пожалуй, в мирное время, именно в горах человек подвергается наибольшей опасности. Именно там испытывается его дух и тело. Горы дали ему то, что требовал его характер. Нельзя выразить ощущения альпинистов лучше, чем сделал это Высоцкий в песнях, посвящённым горам.
(Звучит «Песня о друге»).

           Стихи писать Владимир Сергеевич начал очень рано, он любил это занятие. Стихи, как говорится, «на случай»: кого-то поздравить или посмешить. И только будучи студентом, он стал класть их на ритмическую основу. Сам он так говорил о своем творчестве: «…Это вообще не песня - это стихи, которые исполняются под гитару… Я занимаюсь авторской песней – сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Самое главное в авторской песне – текст, информация, поэзия. Для меня это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют, беспокоят…»

Ведущий5:   Первые песни - дань времени. Это были так называемые «дворовые», городские песни, их ещё называют «блатными»… В них он пел о тюрьмах, лагерях, заключённых… Но эти песни у Высоцкого особенные. В них нет «блатной  лирики», нет воспевания воровской романтики. Есть боль за сломанные души, есть тоска по свободе, есть непокорные и заблудшие, есть грязь обстоятельств и очищающая любовь. Да, они просты по форме, но это ли главное?
     ( Звучит песня «За меня невеста отрыдает честно…»).
               Песни Высоцкого вошли в жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях и разрешения «сверху». И расположились они не только на миллионах  магнитофонных лент, но и в самом надежном хранилище – в людской памяти.
Ведущий 1:     Его не везде понимали, человека с  набухшими жилами. Что его беспокоит? Зачем песне заниматься ненужными проблемами? Действительно, о чём можно было так петь? Тогда, когда в таком дефиците были Правда, Искренность, Открытость. Об этом он и пел. Главная тема всего творчества Высоцкого – поиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил им. Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер, она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к человеку предъявлял высокие требования. Он мерил человека вечными мерками – соотношением в его душе добра и зла.
       Для Высоцкого, для его героев всегда существовали понятия: Любовь, Зло, Добро, Честь, Верность, и они неизменны, их невозможно изменить, приспособить в угоду кому- то ни было. В мире Высоцкого действуют раз и навсегда определённые ценности…

Ведущий 5: Он мог воплотить свои чувства в предмет. Наибольшее воплощение нашёл этот дар в военных песнях В. Высоцкого. Высоцкий глубоко прочувствовал жестокость и трагичность войны. Он считал, что в памяти народной должна остаться вечная память о погибших за отечество. Именно так появилась эта песня…
       (Звучит песня в исполнении ученика «На братских могилах»)..

   Ведущий5 :  Этой песней Владимир Высоцкий неизменно начинал свои выступления - в столичном ли доме ученых, на Ленских приисках, в студенческих городках Нью-Йоркского университета, в клубе донецкой шахты, на сборах футболистов, в изысканном парижском концертном зале. Словом, везде.
     Тема войны – одна из главных в творчестве поэта. Ей посвящено более полусотни стихов, песен. О войне он знал понаслышке, она была для него…»опытным полем» подвига и героизма, человечности и взаимопомощи.
.
     Есть в Киеве школа, где на стене класса висит портрет мальчишки, выпускника 80- года, погибшего в Афганистане. Под фотографией – знакомые до боли, обжигающие слова:
            Тот же лес, тот же воздух
             И та же вода,
             Только он не вернулся из боя.
( Звучит песня «Он не вернулся из боя».)

      Слова, не воевавшего Высоцкого – почему? Ведь песен о войне так много.
Может, потому, что ребята, находившиеся в Афганистане, выросли на Высоцком? Слушая его песни, задумывались о жизни и смерти, о подвиге. И он был им понятен. Он был честен.
( Ученик читает стихотворение «В темноте»).
     Он пел о таких сторонах военной жизни, о которых мог знать только участвовавший в войне человек. На концертах В.Высоцкого увешанные медалями ветераны плакали. Песни делают для мира  и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники.

      Высоцкий – это связь поколений. Его любимой песней была «Вставай, страна огромная…»
Это была песня его детства.
(Звучит эта песня.)

      Москва 41-го года. Затемнённая, неприступная, суровая. Здесь впервые пересеклись пути юного Б.Окуджавы, уходящего на фронт, и Володи Высоцкого.
В июле 1941года (Володе исполнилось 3 года ) немцы начали бомбить Москву. Вот что вспоминает мама поэта: «Мы с сыном спускались в убежище, а там он находил место повыше и читал стихи, громко и выразительно что - нибудь типа этого»:
                   Товарищ Ворошилов, В НЫНЕШНИЙ ГОД
                   В Красную Армию брат мой идёт..
         Однажды после такого выступления пожилой мужчина подошёл ко мне и сказал : «Спасибо за сына», - и поцеловал мне руку».
           (Звучит песня «А на войне, как на войне».) 

    Ведущий 6: Окуджава поднял уличную песню до вершин истинной поэзии. А Высоцкий продолжил это. И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы - охрипший голос солдата. Даже не голос – крик. Несмолкаемый крик, как предвестник беды.
   ( Звучит песни Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!» и Владимира Высоцкого «Так случилось – мужчины ушли».)

      Из его военных песен рвется правда. Слушая Высоцкого, споря о нём, по- разному его оценивая, мы очень многое запоминаем наизусть.
(Стихотворение « О земле».)

Чтец:   Кто сказал: «Всё сгорело дотла,
              Больше в землю не бросите семя…».
              Кто сказал, что земля умерла?
              Нет, она затаилась на время…
              Материнства не взять у Земли,
              Не отнять, как не вычерпать моря.
              Кто поверил, что землю сожгли?
              Нет, она почернела от горя.
              Как разрезы, траншеи легли,
              И воронки, как раны зияют.
              Обнажённые нервы земли
                                                     Неземное страдание знают.
Она вынесет всё, переждёт,
     Не записывай Землю в калеки.
    Кто сказал, что Земля не поёт,
Что она замолчала навеки?!
     Нет! Звенит она, стоны глуша,
        Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля – это наша душа,
  Сапогами не вытоптать душу.
   Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время.

Ведущий 7: В стихах Высоцкого о войне нет реальных врагов – не они нужны ему. А те, кто вышел с ними на бой. Высоцкий ощущал современную ему жизнь как непримиримую борьбу правды и лжи, добра и зла. В стихах с помощью символов, иносказаний Высоцкий выражал своё отношение к Родине, к происходящему, обличал лицемерие, двуличие.
Кто-то узнавал себя. На концертах, исполняя те или иные песни, Высоцкий старался не смотреть на первые ряды, так как там сидели «верхи», представители власти. Да, было много хулителей, гонителей его творчества. О нём при жизни не говорили, не писали, не выпускали дисков, книг. Он жил в «подполье». И это угнетало его, приходилось постоянно прорываться сквозь запреты, доказывать, что ты можешь работать, что тебе есть, что сказать. Он всегда жил на взводе, на «лезвии ножа», «над пропастью». У Высоцкого был непростой характер.
           А почему он должен быть простым?
     Да, это сказалось на его личной жизни. Она была трудной и для него самого, и для близких, родных, любимых. Но он любил и был любим. Он знал, что такое любовь.

Ведущий 1: Высоцкий очень любил свою Родину. Когда у него спросили: собирается ли он уехать за границу? Он ответил: «Уехать из России? Зачем? Я не диссидент. Я - артист. Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я - поэт. Без России  я – ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю».
      Такие вопросы его раздражали. Высоцкий не хотел уезжать из России, но к тому же ему очень хотелось посмотреть, как и чем живут люди «за бугром», узнать их взгляды на жизнь, мир, узнать их культуру, искусство. Да к тому же и жена у него была иностранка- француженка. С ней они встречались только в России и то только тогда, когда приезжала Марина. Ему хотелось узнать, как живёт она там со своими детьми, которых он полюбил. Несколько лет Высоцкий не подавал прошение на заграничную визу, потому что знал уже заранее роковой ответ «нет». Поэтому они долго с Мариной Влади только перезванивались. Позже Марина Влади вспоминает о том, что Высоцкий мог найти её по телефону где угодно. У любви Марины и Высоцкого появился ангел-хранитель, который служил им верой 10 лет. Это телефонистка Люся. Она не только соединяла их по телефону, но и в нужное время, нужным словом предотвращала их ссоры. Люсе Высоцкий посвятил песню «07».
(Звучит песня «07»).
Ведущий 8: Ни для никого не секрет, что Высоцкий был болен алкоголизмом. Принимал наркотики. Но он никогда не жаловался на свою судьбу. Были моменты, когда поэт был близок к самоубийству:
                          Даже от песен стал уставать,
                         Лечь бы на дно, как подводная лодка,
                         Чтобы не могли запеленговать.
     Высоцкий в последние годы жил с постоянным чувством близкой смерти. И только физическим нездоровьем это чувство не объяснить. Уже в ранних стихах у Высоцкого появилось осознание того, «что судьбу не обойти на вираже». Кроме того, к середине 70-х годов, один за другим уходят из жизни близкие друзья – Евгений Урбанский, Василий Шукшин, Леонид Енгибаров.
                            Мои друзья ушли сквозь решето.
                            Им  всем  досталась Лета или Прана.-
                            Естественною смертию – никто,
                             Всё – противоестественно и рано.
И всё- таки судьба была выбрана и тем самым в главном предопределена.
                                Мой путь один, всего один, ребята,
                                Мне выбора, по счастью не дано.
Ведущий 9:
       И он спешил, хотел успеть сделать побольше:
                                 Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
                                  Умолю вас вскачь не лететь!
                                   Но что- то кони мне достались привередливые!
                                   И дожить не успел, мне допеть не успеть…
Ведущий 1:  Поэт всё равно успеет сделать главное – допеть, т.е. сказать современникам главное. И человек, поэт Владимир Высоцкий успел сказать о главном своей поэзией, своей судьбой. Поэтому с такой уверенностью и прозвучали в одной из последних песен поэта:
                                         Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
                                         Мне есть, чем оправдаться перед ним…

Ведущий10: В 1980 году Высоцкий умер. Смерть всегда приходит не вовремя,  но с Высоцким она поступила слишком предательски. Но судьба, которая шире и больше его жизни, только ещё разворачивается.
     Размышляя о ней, мы оглядываемся не назад, но вокруг, смотрим ни на одного человека, а на многих и на самих себя. Высоцкий жил азартно, без оглядки. Когда Высоцкий умер, то о его смерти официально не было сообщено ни по телевизору, ни по радио, в то время в Москве шла олимпиада. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили его уход. Но хоронить пришла его вся Москва. Прощались с Высоцким на Таганке, где он и работал. Похоронен Владимир на Центральном кладбище. В свои  42 года он успел сделать много. Его жизнь подобна падающей звезде. Прошла быстро, но оставила огромный неизгладимый след.
      В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали  вновь открытую планету между орбитами марса и Юпитера – Влад Высоцкий. Она значится под № 2374 в Международном каталоге планет.
Ведущий 1: Он был нужен тогда, он нужен сегодня.
Ведущий 2:
        Он недопел, недосказал всего,
         Что было пульсом и в душе звучало,
          И  сердце отказалось от того,
          Что слишком долго отдыха не знало.
                      Он больше на эстраду не взойдёт
                      Так просто, вместе с тем и так достойно.
                       Он умер. Да.
                       И всё же он поёт.
                       И песни не дают нам жить  спокойно.
                 
(Звучат песни Высоцкого).

Ведущий3:
Честь, совесть, долг – это вечно.
    И во веки веков и во все времена.
       Трус – предатель всегда пре зираем.
                         Враг есть враг, и война все равно есть война,
    И темница тесна, и свобода одна,
                                                   И всегда на неё уповаем.

Ведущий 10:  Из постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «…приступить Государственную премию СССР 1987г. Высоцкому Владимиру Семёновичу (посмертно) – за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя » и авторское исполнение.
Ведущий 4: Он был автором, певцом, поэтом. Он пропел и сказал много печального о времени и о себе, и он наградил нас – тех, кто с любовью собирал его песни, кто их слушал случайно из распахнутых окон, наградил нас подлинной поэзией, страстью и мужеством. Популярность Высоцкого сегодня очень велика .Неслучайно он однажды обронил фразу: «Я вернусь ещё…»

  Ведущий5:

                 Много  неясного в странной стране,
                 Можно запутаться и заблудиться,
                 Даже мурашки ползут по спине.
                 Если представить, что может случиться.
                 Если ты в борьбу не вступил с подлецом, с палачом.-
                 Значит в жизни ты был ни при чём, ни при чём.

На Высоцкого можно было положиться, он всегда был «при чём».

                        Владимиру Высоцкому – самому высокому из нас.

(Ученик читает):
Хоть о камень башкою,
Хоть кричи – не кричи,
Я слышал такое
В июльской ночи-
Что в больничном вагоне
Недопев лучший стих,
После долгих агоний
Высоцкий затих.

Смолкли хриплые трели,
Хоть кричи – не кричи
Что же мы проглядели?
И друзья, врачи.
Я в бреду, как в тумане,
Вместо компаса злость,
Отчего у нас повелось.
Только явится парень
Неуемной души-
И сгорит, как Гагарин,
И замрёт, как Шукшин,
Как Есенин повиснет,
Как Вампилов нырнёт,
Словно, кто поразмыслив,
Стреляет их взлёт.
До свидания, тезка!
Я пропитан тобой-
Твоей рифмой хлесткой
И хлесткой судьбой.
Что там я, миллионы,
Точнее, народ,
Твои песни - знамена                                                                                                                                                               
По жизни несет.
Ты и совесть, и смелость,
И лиричность , и боль…
Чтоб и там тебе пелось
И, конечно, жилось.
В звоне струн, в ритме клавиш
Ты навеки речист,
До свиданья, товарищ
Народный артист!
                               
                              ( В. Солоухин).
Ведущий 1: Истинная поэзия, конечно же, волшебство, а волшебство необъяснимо. Чудо, оно и есть чудо. Иллюзионисты иногда объясняют, в чём секрет того или иного фокуса, трюка. Но поэзия не фокус, её секрет – в душе и разуме, в сердце и в воображении. Стихи не пересказывают, и тщетны попытки объяснить их талантливость.
(Звучит песня  «Корабли»).
      Конечно, очень многое из его биографии сегодня не затронуто. Она у него обширная и очень интересная. Обо всём поговорить невозможно. Но, может быть, кто из вас, ребята, хочет рассказать о незатронутых моментах его жизни? Пожалуйста, мы вас послушаем.

0

4

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5 класса.
Родное слово.
Цель: прививать любовь к родному языку.
Эпиграф:
            Для выражения истинно народных чувств необходим народный язык.
                                                            Н.Г.Чернышевский
Ход мероприятия.
Учитель: Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком.
Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства.
Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Толстой. Эти великие писатели прославили русский язык. Язык наш- великий.
Все вы скажете, что он непростой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн.
Сегодня мы проведем небольшую конкурсную программу, которая поможет лучше узнать наш язык. Класс делится на четыре команды, каждая будет выполнять свои задания и бороться за звание победителя.
Учитель:  В чем народная мудрость проявляется ярче всего?
Ученик: В пословицах и поговорках.
Учитель: Верно.
Первый конкурс.
Перед вами начало поговорок, а окончание в конвертах, которые вы получите. Необходимо, как можно быстрее правильно сложить поговорки. Внимание,
начали!
( Звучит музыка, команды работают.)
Начало поговорок    Продолжение в конвертах
Аппетит приходит                        во время еды
Взявшие меч от меча и погибнут
Все дороги ведут в Рим
Готовь сани летом а телегу зимой
Всяк кулик свое болото хвалит
Есть еще порох в пороховницах
Ждать у моря погоды
Знает кошка чье мясо съела
Чем бы дитя не тешилось лишь бы не плакало
Кашу маслом  не испортишь
Лес рубят щепки летят
Клин клином  вышибают
Проще пареной репы
Рыбак рыбака видит издалека
Ученье –свет а неученье-тьма

Учитель: Ловко вы справились с заданием. Но высший балл-5, получает только
одна команда. Поздравляю вас!
Второй конкурс.
Рассказать вам сказку? На Руси была очень почетна профессия сказителя.
А что должно быть в сказке?
Сказочная композиция, события, традиционные сказочные формулы, постоянные
эпитеты, присказки, концовка. Вот и я попробовала сочинить сказку, но не все у меня получилось, и многие слова пропущены.
Ваша задача- дописать сказку. У каждой команды она получится своя.
(Звучит музыка, сказка написана на плакате, ребята переписывают ее на листы, добавляя слова.)
В некотором ----------------старик----------------три ---------------Но однажды------------------
погоревали-----------------------------------решили--------------------- первый---------------------
дорога------------------второй--------------------лес -----------------третий------------------- поле
------------------------навстречу------------молвит--------------она----------------дальше-------------------- сражался------------ увидел------------------ взобрался------------- встретил------------------------ вернулся домой--------------------- пир на весь мир.

Учитель: Настало время прочесть ваши сказки.
(Команды читают и оценивают творчество друг друга).

Учитель: Действительно, замечательные вы сочинили сказки! А теперь задание посложнее. Вы сами говорили, что русский язык непростой и имеет много тайн.
В русском языке есть единственное число, а есть…
Ученики: Множественное.
Учитель: Правильно. Постарайтесь к единственному числу написать слово множественного числа.
                                                         Третий конкурс
(Ребятам раздаются листы с заданием. Звучит музыка.)

Баклажан баклажанов
Мандарин мандаринов
Помидор помидоров
Яблоко яблок
Гольф гольфов
Сандалия сандалий
Петля петель
Простыня простынь
Рукава рукавов
Метро нет

Учитель: .Правильно и быстро выполнила команда….А мы с вами вспомним про синонимы. Что такое синонимы?
Ученица. Синонимы – слова, близкие по значению, но различные по звучанию.
Учитель. Правильно.

Четвертый конкурс.
Всем командам дается по три одинаковых слова, к ним надо придумать за 5 минут
как можно больше синонимов. Время пошло.
(Ребятам раздаются конверты со словами, звучит музыка).

1.Красивый ( очаровательный, прелестный, прекрасный, совершенный  и т. д )
.
2. Веселый ( беззаботный, радостный, смешливый, озорной, оптимистический и т.д.)

3. Плохо (отрицательно, нехорошо, неважно, дурно и т.д.)

Учитель: Хорошо вы справились с заданием. Вот ваши оценки.
(Учитель объявляет победителя.)

Учитель: А теперь давайте вспомним, какие буквы бывают в русском языке?
Ученица: Гласные и согласные.
Ученик: Твердые и мягкие.
Ученица: Глухие и звонкие.

Учитель. Отлично. Мы проводим игру « О-О-О «.

Пятый конкурс.
Я загадываю загадку, а команды находят отгадку, в которой из гласных только буква О.

1.Беспорядочный шум.( гомон). 2. Продукт, из которого изготавливают масло (молоко). 3. Хищная птица (сокол). 4. Столярный инструмент ( долото). 5. Лиственное дерево( тополь). 6. Драгоценный металл ( золото).7. Съедобный герой русской народной сказки ( колобок). 8. Водоем.( болото).9. Крупный населенный пункт (город). 10. Пушной зверек ( колонок ).

Учитель:. Вам понравилось отгадывать загадки?
Ученики:. Да!
Учитель: Я это заметила. Отгадки вы находили очень быстро. Я рада за вас. Но мы продолжаем.

Шестой конкурс.
Слово спрятано в слове.
Каждая команда получает карточки со словами, внутри которых тоже находятся слова. Вам нужно их увидеть и записать. У кого больше новых слов, тот и победил.
Раз. Два. Три. Начали.
(Звучит музыка).
Задание:
1. Уточка.
2. Столб.
3. Удочка.
4. Драма.
5. Полк.

Учитель: Это было очень простое задание для вас. Последнее задание должно быть простым.
Русский язык – один из самых красивых языков в мире. Но он не прост в изучении, в чем вы сегодня и убедились.
И лучше всего справилась с этим команда…
Мы поздравляем ее и надеемся, что познания в области русского языка будут возрастать, вы будете хорошо знать свой родной язык.
(Звучит музыка.)

(Идет награждение команд.)

0

5

Уважаемые коллеги, большое спасибо за прекрасные мероприятия! Однако на форуме достаточно разместить лишь ссылку на сайт, на страницах которого размещено то или иное мероприятие.
Пример. Cайт муниципального методического объединения учителей русского языка и литературы

Отредактировано Любовь Геннадьевна Исаева (2011-03-03 21:21:16)

0

6

КВН

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ

Провела  Нурманова Талшин Калиевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №1 г. Ершова»

  КВН проводился в рамках недели русского языка и литературы между учащимися 6 «А» (команда «Приставка») и 6 «Б» (команда «Суффикс») классов.
  Целью данного мероприятия было  углубление и расширение приобретаемых на уроках знаний, совершенствование навыков анализа различных фактов языка,  расширение лингвистического кругозора, воспитание языкового чутья, развитие творческих  возможностей, повышение общей языковой культуры.
    Форма проведения мероприятия продиктована возрастными особенностями  учащихся: ученики 6-7 классов  - это самые активные  участники различных  конкурсов.
    В качестве жюри  выступали учащиеся 10 класса, имеющие положительные оценки по русскому языку.

Ход игры.
1. Орг. момент.
- Сегодня у нас необычная встреча – встреча в КВН, на которой мы постараемся расширить свои знания в области русского языка.
К слову нужно относиться бережно. «Словом можно убить ,словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - писал поэт В. Шефнер.
Приглашаю вас на час удивления и открытия, приглашаю вас на  встречу с русским языком.
2. Основная часть игры.
                            Приветствие команд.
- Мы – веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть!
- Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
                           Разминка.
«Угадай название команды»
1. Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит после корня и при помощи которой образуются новые слова.
2. Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит перед корнем и при помощи которой образуются новые слова.
                                Конкурс «Найди вторую половину»
Учитель произносит часть пословицы. Дети находят ее продолжение среди записанных на доске. Участвуют по одному человеку с каждой команды.
Человеческое слово…                        по полету.
Видно птицу…                                   острее стрелы.
Речи что мед…                                  книга растит человека.
Испокон века…                                а дела – что полынь.
                             
                             Конкурс «Отгадай слово».
Задания.
1 команде:
Корень  - в слове снежинка.
Приставка – в слове подъехал.
Суффикс – в слове лесник.
Окончание – в слове стол.
2 команде:
Корень – в слове молодой.
Суффикс – в лове косцы.
Окончание - в слове травы.
                           Конкурс  «Творческое задание».
Задание командам: восстановить предложенный текст.
                            ОТЕЛ.
Нстуола отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лятсяко лойнима.  Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хотосяся ан хин.
       
                           ЛОТЕМ.
На дврое ражок. Варат пакрлоы змлею. Лястьи ан дерьяхев морког ляшестет. Врбьоои пргтыаю оп чолсейнно лопянек. Хрошоо кажрим лотем!

                               Конкурс капитанов
                       «В стране непроверяемых  написаний»
На доске записаны слова из словаря, в которых пропущены безударные гласные. Капитаны вставляют  пропущенные буквы.
Жюри оценивает.

Для команды «Приставка»:
Д..журный, р..бята, уч..ник, к..р..ндаш, т..традь.
Для команды «Суффикс».
М..дведь, в..р..бей, в..рона, с..л..вей, п..тух.

                            Конкурс «Доскажи фразеологизм»
За правильный ответ 1 балл.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
…(«Водой не разольешь»
Мы исходили городок
Буквально.. (вдоль и поперек).
И так устали мы в дороге,
Что еле…(волочили ноги).
Фальшивят, путают слова,
Поют..(кто в лес, кто по дрова).
Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…(медвежью услугу).

                          Конкурс «Фонетические загадки»
Отгадай загадки и сделай фонетический разбор слов – отгадок.

- По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво:
Зонтик жжется как крапива.   (Медуза).
- Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь  в пруду,-
На охоту я иду!  (Щука)
- Ходит мать с надменной мордой,
Рядом дочь – походкой гордой.
С длинной шерстью дочь и мама
Ведь их род зовется…(лама)
- Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.  (Пчела).

                             Конкурс «Шарады»
Теперь отгадаем шарады (по 2 шарады каждой команде)

1. В первом – отдыхают,
Пиво попивают.
Ветка толстая – второе,
Может быть- совсем сухое.
Вместе все – он зверь лесной,
Просыпается весной.
Он в норе своей живет,
Ест он все, что лишь найдет,
Ловко землю он копает,
А уставши, засыпает,
Спать без отдыха весь день
Зверю этому не лень.  (Бар – сук, барсук.)
2. Называем так домишко,
Хлам где всякий и дровишки,
Буквам место изменить –
Будет рыбка в море плыть. (Сайра – сарай)
3. Первое – большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится,
Длинная часть у гитары – второе,
Крепко сжимается левой рукою.
На документах секретных есть третье.
Что же за слово? Подумайте, дети.  ( Гриф).
4. Бабочка из первой вылетает,
Во вторую девочка играет. (Куколка).

                          Конкурс «Омограф».
Омографы – слова и формы слов, совпадающие в написании, но произносимые различно.
Задания:
1. С ударением на первом слоге – часть живого организма, с ударением на втором слоге – музыкальный инструмент.  (Орган – орган).
2. С ударением на первом слоге – мельчайшее отверстие на поверхности кожи,  с ударением на втором слоге -  продолжительный период времени. (Пора – пора).
3. С ударением на первом слоге – небольшие лесные зверки с пушистыми хвостами, с ударением на втором слоге -  белая часть вареных яиц. (Белки  - белки).
4. С ударением на первом слоге – птица, с ударением на втором слоге – мужчина, достигший старости. (Старик – старик).

                                       Конкурс «Метаграммы».
Задания:
1. Замените о на а и ударение, и пышная отделка у воротника из кружев превратится в крупную бородавчатую родственницу лягушки. (Жабо- жаба).
2. Измените последнюю букву в названии натурального фруктового напитка на другую, и вы узнаете название крупной пресноводной бесчешуйчатой рыбы с усами.  (Сок – сом).

                                  Конкурс «Анаграммы».
Анаграммы – это слово или словосочетание, образованное на основе другого слова, или словосочетание с перестановкой  букв, составляющих его.
Например: рад – дар.
Задания:
1. В названии площадки для игры в теннис переставьте буквы, и вы получите название подземного насекомоядного млекопитающего. (Корт – крот).
2. Переставьте буквы в названии кисти руки со сжатыми пальцами, и вы узнаете название крупной морской рыбы. (Кулак – акула).
3. Тонкий шнур перестановкой букв превратите в крупную хищную птицу семейства ястребиных. (Шнурок – коршун).
4. В названии снежных глыб или обломков скал, обрушившихся с гор, переставьте буквы, и вы узнаете название небольшой промысловой рыбы семейства карповых. (Обвал – вобла).

         3. Подведение итогов. Награждение победителей.

Отредактировано НУРМАНОВА ТАЛШИН (2011-03-04 09:12:57)

0

7

Средняя общеобразовательная школа с. Орлов-Гай.
Учитель русского языка и литературы Шутарева Галина Владимировна.

А музы не молчали.

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы для учащихся 9-11 классов.

На сцене плакат «Родина-мать зовет», цифры 1941—1945 гг.

Звучат слова Ю. Левитана, сообщение о начале войны:
«Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Звучит песня «Священная война».

Ведущий.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Оно прозвучало как торжественная клятва, как набат:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…
Популярности этих стихов способствовала музыка А. Александрова с ее трагедийностью и мужеством. Так появилась песня, ставшая символом борьбы советского народа в годы войны.
Ведущая.
Только один пример, но он показал, как откликнулись деятели искусства на начало войны. Они считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом.
В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, позволял откликаться на самые важные события. Автор плаката «Родина-мать зовет» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать ее лицу верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката, составленная из двух цветов — черного и красного. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанным на многих языках народов СССР.
Ведущий.
Самым популярным литературным жанром становится поэзия. Стихи писали на фронте, в перерывах между боями, их печатали все газеты. А первой по времени поэмой военных лет стала поэма Н. Тихонова «Киров с нами». В шинели армейской, походной Киров проходит по Ленинграду, который напряг силы для борьбы с врагом:
Разбиты дома и ограды,
Зияет разрушенный свод,
В железных ночах Ленинграда
По городу Киров идет.
Боец справедливый и грозный,
По городу тихо идет.
Час поздний, глухой и морозный…
Суровый, как крепость, завод.
Здесь нет перерывов в работе,
Здесь отдых забыли и сон,
Здесь люди в великой заботе,
Лишь в капельках пота висок…
Эта поэма родилась в блокадном Ленинграде, почти одновременно с Седьмой симфонией Д. Шостаковича, который говорил, выступая по радио 16 сентября 1941 года:
«Час назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Для того чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту».

Исполняется отрывок из Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Ведущая.
Центральной темой в поэзии стала тема Родины. «Лирика и Родина — одно», — писал поэт Илья Сельвинский. Слово «Родина» вместило в себя все самые светлые чувства и переживания. Поэты воспевали родные просторы, прелесть садов и полей. Но в этот мирный пейзаж врываются приметы войны: дым пожарищ, свежие солдатские могилы, бредущие по дорогам толпы беженцев… И, обращаясь к другу — поэту Алексею Суркову, Константин Симонов писал:
… Нас пули с тобою пока еще милуют,
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Любовь к Родине утверждал в своих стихах Павел Коган, для которого сухая, выжженная земля под Новороссийском стала последней частицей родной Отчизны:
Я патриот, я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
В письме с фронта Коган писал: «Родной, если со мной что-нибудь случится, напиши обо мне, о парне, который много хотел, порядочно мог и мало сделал. Я верю твердо, что будет все. И Родина свободная, и Солнце, и споры до хрипоты, и наши книги…»
Ведущий.
Подъем патриотических чувств народа заставил обратиться к истории нашей Родины, к ее самым героическим страницам. Солдаты в окопах перечитывают «Войну и мир», А. Толстой дописывает свой роман «Петр I». Снова утверждаются ордена имени великих полководцев — борцов за независимость нашей Родины: А. Суворова, М. Кутузова, Б. Хмельницкого. А героем картины Павла Корина становится А. Невский — легендарный защитник земли Русской (картина «А. Невский»).
Павел Корин писал это полотно в полутемной мастерской с забитыми окнами, куда еле проникал свет, писал с мыслью о величии и душевной красоте русского народа. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом жесткой кровопролитной справедливой войны за Родину. Уверенная, горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости, так же как четкий лаконичный рисунок сообщает композиции особую коринскую строгость.
Ведущая.
Родина и мать — вот два слова, два образа, которые в нашем сознании связаны воедино. К образу матери обратился в своем творчестве Сергей Герасимов (картина С. Герасимова «Мать партизана»).
Герасимов изобразил русскую женщину-патриотку, волевую, мужественную. Такой человек не выдаст и не предаст, ни при каких угрозах и пытках. Идея произведения выражена отчетливо и убедительно. Его персонажи противопоставлены друг другу: с одной стороны, русская крестьянка, с другой — фашисты. Фигура женщины занимает господствующее положение в картине: к ней обращается фашист, на нее смотрит молодой партизан — ее сын, ожидая ее ответа, стоят односельчане. Допрос и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной, потерявшей живые краски деревенской улицы. Эта картина С. Герасимова приобрела большую популярность.
Ведущий.
Силы в борьбе с врагом солдаты находили в светлых, проникновенных, идущих от самого сердца стихах, обращенных к самым дорогим людям — женам, детям, матерям… И как заклинание звучали стихи Константина Симонова:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера …
Одной из популярных песен в годы войны была «Землянка» на стихи Алексея Суркова. Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле, чудом остался жив… А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене. Позже эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, Константин Листов сочинил к ним музыку. Так родилась песня…

Все слушают в записи или «живом» исполнении песню «Землянка».

Ведущая.
На войне появляется плеяда молодых поэтов, они любили и ненавидели, сражались и погибали. Им было отпущено очень мало времени, но они не требовали к себе жалости или снисхождения. «Нас не нужно жалеть», — писал о своих сверстниках поэт-фронтовик Семен Гудзенко («Мое поколение»):
Нас не нужно жалеть, ведь
и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом,
как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови
и глины шинели, на могилах у мертвых
расцвели голубые цветы. Расцвели и опали…
Проходит четвертая осень. Наши матери плачут,
и ровесницы молча грустят. Мы не знали любви,
не изведали счастья ремесел, нам досталась на долю
нелегкая участь солдат.
…А когда мы вернемся, —
а мы возвратимся с победой, все, как черти, упрямы,
как люди, живучи и злы, — пусть нам пива наварят
и мяса нажарят к обеду, чтоб на ножках дубовых
повсюду ломились столы, мы поклонимся в ноги
родным исстрадавшимся людям, матерей расцелуем и подруг,
что дождались, любя. Вот когда мы вернемся
и победу штыками добудем — Все долюбим, ровесник,
и работу найдем для себя.
Верность фронтовому братству навсегда сохранила Юлия Друнина, шагнувшая с порога школы в железную метель войны («Не знаю, где я нежности училась…»):
Не знаю, где я нежности училась, —
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах — обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет! Мы с тобой узнали не по сводкам
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу,
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой…
Не знаю, где я нежности училась:
Быть может, на дороге фронтовой.
Ведущий.
Память о боевых товарищах не давала покоя и поэту Давиду Самойлову («Сороковые»):
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный,
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
И как реквием по погибшим друзьям-землякам звучит песня на стихи Константина Ваншенкчна «Москвичи»:
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой…
Ведущая.
Наступил победный май 1945 года. В самый центр Берлина дошли советские солдаты, чтобы навсегда избавить человечество от коричневой чумы. Памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке (фото). Солдат попирает гигантскую свастику, разрубленную богатырским мечом, зажатым в правой руке. Левая рука бойца прижимает к груди девочку, символизирующую будущее человечества, спасенное от угрозы фашистского рабства. Контрастное сопоставление нежного, хрупкого тельца ребенка с грубой фактурой воинской одежды усиливает мотив покоя и мира, обретенных ценою жестокой борьбы. Скульптор изобразил солдата, готового в любой момент защитить мир.

Фонозапись «Никто не забыт, ничто не забыто»:
«Товарищи! Мы обращаемся к сердцу вашему. К памяти вашей. Вспомним тех, кто не вернулся с войны, кто не дошел с нами до Победы. Нет семьи, которая не потеряла бы отца или брата, сына, сестру или дочь. Нет дома, которого не коснулось бы военное горе. Проходят годы… Они всегда с нами и в нас. Не может быть забвения для тех, кто до последней капли крови своей защищал нашу советскую землю, кто отстреливался до последнего патрона у пограничных столбов, кто отдал жизнь, защищая столицу нашу Москву… Перед подвигом советского воина склоняет голову благодарное человечество».
Минутой молчания мы чтим всех погибших в Великой Отечественной войне.

Наступает минута молчания.

Ведущий.
Вечная слава героям, павшим в борьбе за независимость нашей Родины!

Звучит песня Д. Тухманова «День Победы».

0

8

В женский день все женщины прекрасны!
                         Здесь бессильны хлопоты, года,
                          Пусть сияет вам на небе ясном
                          Ласковое солнышко всегда!

                          В жизни - самых радостных мгновений,
                          Ярких и чудесных лет и дней,
                           Воплощенных планов и стремлений,
                          И душевных, искренних друзей!
С наступающим праздником, уважаемые  коллеги! С днем 8 Марта!!!

0

9

Уважаемые коллеги, Все размещенные выше мероприятия теперь и на сайте муниципального методического объединения учителей русского языка и литературы Ершовского муниципального района в разделе "Внеклассные мероприятия". Присылайте свои материалы для размещения на страницах форума и на сайте mmo-ruslit.narod.ru. Сайт РМО учителей русского языка и литературы Ершовского района

Отредактировано Любовь Геннадьевна Исаева (2011-03-07 15:16:45)

0


Вы здесь » Форум УО Ершовского района » Актуальные вопросы преподавания » внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 9-11классов